Исследователи из Университетского колледжа Лондона представили результаты прогнозирования решений по делам Европейского суда по правам человека исключительно на основе текстов этих приговоров. Программисты сформулировали проблему как задачу бинарной классификации, где классификатору давался текст приговоров, а на выходе должно появиться суждение относительно решения суда о том, были ли нарушены статьи Европейской конвенции по правам человека. Текстовая информация была представлена последовательностями слов. Ученые использовали тексты из публично доступной базы данных решений ЕСПЧ. Было проанализировано 584 англоязычных решения, относящегося к статьям 3,6 и 8 Конвенции о правах человека. Статья 3 запрещает пытки, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение с человеком (250 дел). Статья 6 защищает право на честный суд (80 дел), а статья 8 обеспечивает право на неприкосновенность частной и семейной жизни, жилища и переписки (254 дела). Ученые выбрали именно эти статьи по двум причинам: в решениях по этим статьям содержалось больше всего данных, которые мог собрать алгоритм, и этих решений было достаточно много, чтобы протестировать математическую модель. Самыми надежным фактором для предсказания решения оказались слова, описывающие фактические обстоятельства дела: предположение алгоритма в 79% случаев совпали с реальными решениями суда. «Мы не предполагаем, что искусственный интелект заменит судей и адвокатов, но надеемся, что этот алгоритм будет для них полезен в случаях, когда нужно найти в делах повторяющиеся элементы, которые приводят суд к одним и тем же решениям. Это также может быть ценным инструментом, чтобы выяснить, какие случаи вероятнее всего окажутся нарушением Европейской конвенции по правам человека», — объяснил доктор Николас Алетрас, глава исследовательской группы. Работая над методом, команда разработчиков обнаружила, что судьи ЕСПЧ больше обращают внимания на фактические обстоятельства дела, чем на формальные юридические нормы. То есть, судьи, на языке теории права, оказались больше «реалистами», чем «формалистами». Исследование опубликовано в журнале PeerJ Computer Science. Ранее математики при помощи алгоритмов выяснили, что игра Super Mario Bros. сложнее, чем кажется.