Искусство «дональдизма»: как Дональд Трамп стал арт-объектом
Политическая сатира? Злободневный пиар? Легкий для монетизации образ? Объяснить интерес современных художников к фигуре кандидата в президенты Соединенных Штатов можно по-разному, но факт остается фактом: «данольдизм» становится отдельным жанром современного искусства (например, по версии авторитетного арт-издания Apollo Magazine). В каких же отношениях состоит магнат с искусством? В этом вопросе, как и во всех остальных, Трамп – фигура неоднозначная. С одной стороны, он беспощадно, несмотря на протесты Метрополитен-музея, сносит барельефы периода ар-деко во время строительства Trump Tower, с другой – все его дома и офисы увешаны обрамленными картинами. Да, он коллекционирует искусство, но: этим летом в зарубежной профессиональной прессе прошла волна возмущений, мол, коллекция Трампа – сплошь подделки, или, вежливо говоря, репродукции, и ни для кого не секрет, что в недвижимости Трамп и разбирается куда лучше, и инвестирует в нее охотнее. В последние два года (период очевидного роста интереса к его личности) Трамп особенно избегал заявлений на тему коллекционирования, не отвечал на запросы больших изданий и уходил от четких формулировок в интервью. Работы Энди Уорхола из серии Trump Tower. 1984. В 1990-е он эту тему комментировал куда охотнее: есть несколько историй, демонстрирующих отношение 70-летнего республиканца к искусству. В 1988 году он в последний момент отказался продать здание одного из своих отелей австралийскому предпринимателю Алану Бонду: постройка оценивалась участниками сделки в 180 миллионов долларов, и Бонд предложил Трампу взять не наличные, а шедевр Винсента Ван Гога «Ирисы» (оцениваемый в ту же цифру). Трамп сделку отклонил и позже прокомментировал свое решение: «Что бы я делал с «Ирисами»? Знаете, что такое «Ирисы»? Это кусок холста с краской на нем». Второй эпизод имел место в 1996 году: американский журналист Марк Боуден писал материал о Трампе и по долгу службы посетил его личный самолет. В прошлом году Боуден поделился странным впечатлением, которое оставил о себе Трамп-коллекционер: Дональд подвел журналиста к одной из версий работы Пьера Огюста Ренуара «Ложа», попросил подробнее в нее вглядеться – причем не в мазки, линии и колорит, а в подпись художника, и сказал: «Она стоит десять миллионов долларов». Специалисты считают работу репродукцией, во-первых, потому что оригинал сейчас находится в Галерее Курто, а во-вторых, потому что хранить Ренуара в самолете – просто кощунство. Несмотря на то, что Трамп ценителем и покровителем искусства не является, художники всегда интересовались его фигурой. Энди Уорхол в восьмидесятых сделал серию из восьми изображений знаменитой башни Трампа, которые семья Трампа изначально заказала, но так и не оплатила, в отличие от, например, китчевого портрета Дональда «The Enterpreneur», исполненного художником Ральфом Коуэном на заказ в 2002 году. Впоследствии Уорхол напишет в своем дневнике: «Я до сих пор ненавижу семью Трампа за то, что они так и не купили мои картины». Ralph Wolfe Cowan. The Entrepreneur. 2002 На парижской арт-ярмарке FIAC в прошлом году много шума наделали работы известной американской художницы Рэйчел Харрисон, которая сатирически изобразила новоявленного кандидата в президенты: скульптура, изображающая беспомощно подвешенного в воздухе Трампа, оценивалась в 150 тысяч долларов, а фоторабота с его изображением – в 80 тысяч. В последние месяцы «дональдизм» набирает обороты: художник Джеймс Остер буквально награждает Трампа свиным рылом, объясняя это не своей нелюбовью к магнату, а тем, что он «олицетворяет собой одно из современных состояний человечества». Аноним ставит в Центральном парке арт-объект – могилу Дональда Трампа (правда, без даты смерти), художники Виллиам Дьюк и Брэндон Гриффин превращают рот Трампа в писсуар. Причем эти сюжеты пересекли Атлантику, делая «дональдизм» глобальным: британский художник Энтони Микаллев помещает портреты Трампа на пачки сигарет вместо слова «Курение» над надписями «вредит вашему здоровью» и «убивает», а английский автор Коннор Коллинс делает портрет Дональда, составленный «из расистских, сексистских, невежественных и узколобых фраз, которые он произносил в интервью». Изображая тело Трампа, художники деформируют, кастрируют и высмеивают его. Получается, Трамп ненавидит искусство, и оно отвечает ему взаимностью? У него дурной вкус, он ссорится с архитекторами (в 2010 году он назвал «неинтересным» Фрэнка Гэрри, побившего башню Трампа свой самой высокой постройкой – Beekman Tower) и игнорирует признанные шедевры мирового искусства, безапелляционно называет свою коллекцию репродукций «многомиллиардной» и открыто объявляет арт-среду «фальшивой и элитистской». При этом Трамп является ее частью и, можно считать, вошел в историю современного искусства вопреки. James Ostrer. Emotional Download. 2016