Невзрачный, но практичный. Интересные факты из истории Финляндского вокзала

Невзрачный, но практичный. Интересные факты из истории Финляндского вокзала

Невзрачный, но практичный. Интересные факты из истории Финляндского вокзала
Фото: АиФ Санкт-Петербург
Опрятен и удобен
Строительство железной дороги, соединившей Санкт-Петербург со станцией Рихимяки Великого Финляндского княжества, началось в 1862 году. В течение восьми лет рабочие в тяжелых условиях прокладывали рельсы, протяженность которых составила 370 км.
Из Петербурга поезда в Финляндию должны были стартовать с вокзала на Симбирской улице. Эта улица была ещё известна со второй половины XVIII века, правда, тогда она носила название Бочарной. Она проходила через территорию слободы, известной тем, что там делали лучшие в городе бочки. Лишь во второй половине XIX века улицу стали называть Симбирской – в честь города Симбирск (ныне Ульяновск).
Строительство вокзального здания доверили Петру Купинскому, архитектору управления домами министерства путей сообщения. По его проекту было возведено одноэтажное здание с двухэтажными боковыми павильонами. Оно стало единственным каменным вокзалом на этой железнодорожной ветке. Несмотря на то, что внешним убранством постройка не поражала воображения, но, по воспоминаниям очевидцев, была практичной и удобной для пассажиров. В августе 1875 года «Иллюстрированная неделя» писала, что если вокзал «не может называться изящным по рисунку фасада, то во внутреннем расположении опрятен и удобен, также как и подвижной состав этой железной дороги».
Торжественная церемония открытия вокзала состоялась 13 февраля 1870 года. После того, как епископ Выборгский Тихон освятил станцию, первый поезд отправился в путь.
Стоит отметить, что в этот же день были открыты другие станции. Например, первых пассажиров принял вокзал в Териоках. В те годы это была первая остановка после границы, поэтому именно здесь проходил таможенный досмотр.
Финбан и Ленин
Удивительным образом история Финляндского вокзала связана с жизнью вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина. Помимо того, что вокзал был открыт на Симбирской улице в тот год, когда в Симбирске родился сам революционер, именно с этого вокзала Владимир Ильич бежал за границу под видом кочегара и именно сюда он вернулся, чтобы воплотить в жизнь свои политические планы.
В операции по спасению Владимира Ильича, который скрывался от Временного правительства, принял участие Гуго Ялава, председатель стачечного комитета железнодорожников. 9 августа 1917 года, следуя в поезде №71, он взял Ленина в паровозную будку. Когда на станции Белоостров жандармы стали проверять паспорта у пассажиров, Ялава повел свой локомотив на заправку водой, отцепив от основного поезда. Когда проверка была окончена, Ялава вернул локомотив к составу, который благополучно отправился в Финляндию с «незаконным» пассажиром на борту.
Стоит отметить, что Ялава также помог благополучно вернуться «вождю» в Петроград. 7 октября он повторил прием с отцеплением состава на время проверки документов, и это опять не вызвало у жандармов никаких подозрений.
Стоит отметить, что легендарный паровоз H2-293, на котором спасался Ленин, в настоящее время хранится в Санкт-Петербурге на территории Финляндского вокзала. В июне 1957 года в Хельсинки он был передан Советским властям. Табличка на паровозе гласила: «Финское правительство подарило этот локомотив правительству Союза Советских Социалистических Республик в память тех поездок, которые В.И. Ленин совершил в трудное время по территории Финляндии».
Часть «Дороги жизни»
В 1973 году на вокзале появился еще один памятный знак - первый из 56 мемориальных километровых столбов, поставленных вдоль железнодорожной ветки «Дороги жизни». Дело в том, что Финбан был единственным вокзалом, который продолжал работать в годы Великой Отечественной войны. Отсюда шла эвакуация женщин, детей и раненных. Именно сюда 7 февраля 1943 года с Большой земли пришёл первый поезд с продовольствием.
В годы Второй Мировой здание сильно пострадало от бомбардировок. После войны началась комплексная реконструкция вокзала, после которой постройка приобрела современный вид. Главное здание, построенное в стиле функционализмa, украсили 17 огромных окон. Визитной карточкой терминала стали16-метровая башня с часами и шпиль со звездой.
Последние напоминания о старом вокзале были стерты в 1970-х годах. Почти все боковые корпуса старого вокзала, обращенные к Финскому переулку, были разобраны. Исключение составил только центральный ризалит, который был включён в одно из новых зданий.
Комментарии закрыты