Рисковые пилоты, или Как перегнать маленький самолет через Атлантику

Пунам Танеджа Би-би-си Перегон самолетов – дело опасное. Высококвалифицированные пилоты доставляют клиентам малогабаритные самолеты, перелетая через целые континенты и океаны, несмотря на то что те не рассчитаны на то, чтобы преодолевать такие расстояния. Перелететь Атлантический океан в крохотном одномоторном самолете на низкой высоте, иногда в экстремальных погодных условиях – задача не для слабонервных. По пути может произойти что угодно. Перегонами небольших самолетов занимается всего несколько пилотов. Все они знают друг друга. У некоторых из них за плечами сотни, а иногда даже тысячи подобных перелетов: кто-то должен доставлять клиентам их только что купленные или отремонтированные за океаном самолеты. Мой отец был летчиком-перегонщиком, так что все мое детство было связано с авиацией. Все каникулы проходили в окружении самолетов. Одно из моих самых первых детских воспоминаний: я расставляю кукол и плюшевых медведей в кабине пилота маленькой "Сессны". Чуть позже отец начал брать меня с собой на денек во Францию. Мой велосипед просто клали в пассажирский отсек. И катание на велосипеде по пляжу в Ле-Туке было моей наградой за то, что я не жаловалась на то, что самолет иногда попадал в болтанку. Позже, когда мне было уже лет 15, я просто обожала слушать истории отца о его приключениях. И понимала, что все эти захватывающие истории о полетах над военными зонами или над заледенелой северной Атлантикой были немного "отцензурированы", чтобы я бы не беспокоилась о его безопасности. В 1999 году мой отец погиб. Самолет который он доставлял клиенту, разбился в канадских горах. После его смерти я практически не сталкивалась ни с легкими самолетами, ни с авиацией. Аэродромы, на которых я в детстве проводила каждое лето, ушли в глубины памяти, так как лишь напоминали мне о моей потере. Но по прошествии многих лет лет мне вдруг захотелось узнать больше о жизни отца, пилота-перегонщика, и понять, почему он так любил свое дело. Я хотела лучше узнать обо всем, что связано с этой малоизвестной частью современной авиации. Малогабаритные самолеты ремонтируют и продают по всей Великобритании. На починку одного такого самолета уходят месяцы, иногда даже годы. А затем самолет следует доставить новым хозяевам, в какой бы части света они ни жили. "О каком бы самолете ни шла речь, вы должны найти способ долететь на нем до необходимого места, хотя обычно небольшие самолеты не рассчитаны на такие дистанции", - объясняет 43-летний пилот Джулиан Стори. Обычно самолеты такого типа рассчитаны на расстояния не более 300–645 километров. В то время как самый короткий перегон над Атлантическим океаном составляет 1120 километров. Большинство небольших самолетов не герметичны, а значит, им не рекомендуется подниматься на высоту более 3000 метров. Это, в свою очередь, означает, что пилот должен очень пристально следить за погодой, так как он не может подняться над штормовыми облаками. В огромном ангаре в кентском аэропорту Биггин-Хилл, заставленном небольшими самолетами и вертолетами, Джулиан Стори показывает мне легкомоторный самолет Britten-Norman Islander, который проходит здесь починку. "Он понемногу превращается из того, что, судя по внешнему виду, вообще не должно было бы летать, в нечто просто замечательное – как бы в летающий "Ленд-Ровер", - говорит Стори. Он надеется доставить этот самолет новым владельцам, после того как ремонт будет завершен, а самолет продан. Примерно полтора года назад он уже перегнал два таких самолета из Шотландии в Кейп-Код, в американском штате Массачусетс. "Это настоящий пилотаж, - говорит он. - Если хочется приключений, то ничего лучше не придумаешь". Перед вылетом в Америку Britten-Norman Islander должен быть оснащен дополнительными топливными баками. Кроме того, такой самолет летит относительно медленно, и он не оснащен современным оборудованием для борьбы, например, с обледенением, которое легко может случиться над северной Атлантикой. "Приходится полагаться на свои собственные навыки, умения и опыт, чтобы встретится лицом к лицу с природой - и остаться живым", - говорит Стори. Именно это меня всегда и беспокоило, в особенности, когда я знала, что отец летит над океаном. Я знала, что у него было спасательное оборудование. Оно есть у всех пилотов-перегонщиков, на случай если придется приземляться на воду. "Самая большая опасность при приземлении на воду в океане – переохлаждение", - говорит 60-летний пилот Дейв Хендерсон, который уже около 100 раз перегонял легкие самолеты через Атлантику. "Если вы оказываетесь на воде, первым делом надо сесть на спасательный плот. Я еще держу при себе толстый водонепроницаемый защитный костюм из неопрена. Он полностью закрывает все части тела, и, надев его, можно продержаться несколько часов", - поясняет он. Он знает нескольких пилотов-перегонщиков, которые были вынуждены сесть в океане и пережили это испытание, но признается, что предпочитает об этом не думать. Я встретила его на авиашоу в Сайуэлл, в графстве Нортгемптоншир, где он проверял на безопасность двухмоторный Piper Aerostar. Самолет принадлежал клиенту, который хотел перегнать его во Флориду. Перегон обойдется клиенту в 20 тысяч долларов. Хендерсон упаковал спасательное оборудование, проверил безопасность всех механизмов, и теперь пилот Джо Друри может отправиться на этом самолете во Флориду. Скорее всего, перелет займет четыре дня. Джо собирается сначала долететь до аэропорта Уик, на самом северо-востоке Шотландии, дозаправиться и отправиться в Рейкьявик. Затем переночевать в Исландии и на следующее утро вылететь в Гренландию – в зависимости от погоды либо в Нарасаруак, на юге Гренландии, либо в Кулусук, чуть севернее. Оттуда – в Бангор, штат Мэн, а затем вдоль восточного побережья США долететь до Флориды. Я много раз слышала о Рейкьявике и Нарсарсуаке от своего отца, когда он готовился к перелетам. Нарсарсуак считается одним из самых опасных аэропортов мира. Чтобы приземлиться там, самолет должен пролететь над узким фьордом, окруженным горами и ледниками. Это обычный маршрут для перегона самолетов через северную Атлантику. Он был проложен еще во времена Второй мировой войны, когда военные пилоты перегоняли самолеты из Северной Америки в Европу. Перелет через Атлантический океан – тяжелое испытание, как для пилота, так и для самолета. Но это не единственный сложный маршрут. Робин Дьюри, бывший офицер британской армии, переквалифицировавшийся в пилота-перегонщика, говорит, что он много чего повидал за свою карьеру. Однажды у него частично отказал мотор где-то над Сахарой; два раза второй пилот падал в обморок на большой высоте, а как-то раз при взлете в одной из стран Ближнего Востока вокруг взлетной полосы началась стрельба. "Каждый полет – своего рода приключение, - говорит он. - В этом деле пилот должен быть в состоянии справиться с любой ситуацией". "Я обожаю быть пилотом, - продолжает Робин. - По-моему, разница между пилотом-перегонщиком и пилотом, работающим в коммерческой авиакомпании, состоит в том, что мы на самом деле физически управляем самолетом. Мы, а не компьютеры". Дьюри женат на Саре, у них не так давно родился сын Томас. Став отцом, Дьюри решил поменьше летать по самым рискованным маршрутам. Все пилоты-перегонщики, с которыми я разговаривала, знают хотя бы одного человека, погибшего на этой работе. Все они согласны, что это занятие не для тех, кто хочет похвалиться своими навыками или пойти на лишний риск. Безопасность пилота – это не вопрос удачи. "Все зависит от вас, от правильных решений. Можно ли лететь при такой погоде? Не слишком ли силен встречный ветер? Есть ли у вас достаточно горючего, чтобы пролететь сквозь встречный ветер?" - объясняет Стори. Встретившись с этими пилотами, я поняла, насколько богаче стала моя жизнь благодаря авиации. А еще я поняла желание моего отца быть именно пилотом. И я рада, что ему повезло заниматься именно то, что он так любил, что он стал пилотом-перегонщиком.

Рисковые пилоты, или Как перегнать маленький самолет через Атлантику
© BBCRussian.com