Кто такой учитель нового времени – методолог?

Методологи совсем недавно появились на рынке труда и уже заняли там хорошие позиции. Что из себя представляет эта профессия, и как ей обучиться, рассказала Диана Гладких, предприниматель, основатель «Школы смыслов».

Кто такие методологи?

История профессии пошла от методиста. Эти специалисты работают в вузах, школах, детских садах, в различных компаниях и занимаются составлением образовательных программ. 

– На появление профессии повлияла пандемия и уход образования в онлайн, – говорит Диана Гладких, – Изначально курсы делались «на коленке», кто как умеет, но сейчас их качество повышается, растет конкуренция, поэтому и требуются специалисты. Методолог может подготовить образовательный продукт «под ключ». 

Специалист по методологии имеет более широкие компетенции, чем методист. Это эксперт в области онлайн-образования, создания и запуска продуктов, в сфере интернет-технологий и маркетинга. В его задачи входит создание продуктовых линеек и выстраивание продающих смыслов. Методолог помогает клиенту выстроить стратегическое видение, чтобы тот создал продукт с долгосрочной перспективой. 

– Методолог – человек, умеющий выстраивать системы, процессы, алгоритмы, технологии, а также разрабатывать эти технологии, – добавляет основатель «Школы смыслов», — и это может выходить за рамки сферы образования.

Какие навыки нужны методологу?

В первую очередь методологи – это специалисты, которые должны знать, как выстраивать образовательный процесс. 

– Для этой профессии важно знание основ андрагогики, – поясняет эксперт, – понимание того, как обучаются взрослые люди. В отличие от детей, взрослым сложнее учиться, поэтому для них должны использоваться другие методики. 

Методолог должен быть отчасти психологом, который понимает основные принципы обучения и может индивидуально подойти к каждому клиенту. При этом нужно работать с мышлением клиента, потому что оно часто мешает человеку добиться успеха.

Цифровая грамотность – одно из условий работы методологом. Он должен разбираться в онлайн-технологиях и онлайн-маркетинге, следить за трендами и новыми приемами.

Направления в методологии

Существует более 30-ти наименований методологов. Так как это новая профессия, ее границы пока не определены. 

Это может быть и проектировщик образовательных программ, и архитектор образовательного процесса, и продуктолог, и педагогический дизайнер. Есть методологи, работающие в финансовой сфере и бухгалтерии. 

– Больше всего эта профессия востребована в коммерческом образовании, – добавляет Диана Гладких, – но, конечно, методологи нужны и в других сферах. 

Как обучиться на методолога?

Этой профессии обучают разные школы и эксперты, которые на основе своего опыта создают образовательные программы. 

Учиться этой профессии лучше в группе, а не индивидуально: это поможет сформировать насмотренность. Важно видеть, как работают другие, впитывать успешные стратегии, учиться общаться с людьми. Ведь методологу придется выстраивать коммуникацию с клиентом, искать своих учеников, если он будет продвигаться самостоятельно и работать как фрилансер.

– В этой профессии очень важно продолжать учиться и не думать, что раз ты закончил один курс, то будешь очень сильно востребован, – считает Гладких.

Любая новая профессия с начала в дефиците, и к ней идет повышенный интерес. Сейчас методологов на рынке достаточно. Поэтому, чтобы выгодно выделяться среди конкурентов, нужно знать и уметь больше, разносторонне себя прокачивать. 

Второй момент успеха – это создание личного бренда: надо развивать свои социальные сети и пространство, где ты презентуешь себя, уметь улавливать образовательные тренды и понимать, что сейчас востребовано.

Чтобы продвигаться в этой профессии и быть конкурентоспособным, нужно проявлять смелость и креативность. И этому тоже можно научиться.