Войти в почту

Ирина Жемчугова: «С учениками надо быть только искренней»

Как известно, педагог — это призвание и преподавателем нужно практически родиться. Так говорят о людях, которые посвящают себя любимому ремеслу, приносящему людям пользу. Это и про преподавателя иностранных языков филиала областного медицинского колледжа № 1 в селе Мещерское городского округа Чехов Ирину Жемчугову. На днях её будут поздравлять с Днем учителя в 32 раз. Именно столько лет насчитывает её педагогический стаж, а общий рабочий стаж уже достиг 40 лет.

Ирина Жемчугова: «С учениками надо быть только искренней»
© Вести Подмосковья

Ирине Николаевне с детства нравилось заниматься с детьми младше себя, и профессия педагога стала её призванием на жизненном пути. Иначе она себя не мыслит. Она учила русскому, немецкому языку, литературе и другим предметам учащихся средней школы в селе Мещерское, а сейчас уже 17 год преподает в медицинском колледже, расположенном в том же Мещерском. Она вложила свои знания в головы тысяч учеников и студентов, работающих на благо страны и ежедневно спасающих жизни и здоровье наших соотечественников. 

Ирина Николаевна с благодарностью называет имена людей, с которыми ее связало служение образованию. Это Александра Алексеевна Масалова, которая долгие годы была директором школы в Мещерском, директор Мещерского филиала медицинского колледжа Александр Николаевич Лысов, заместитель директора филиала по воспитательной работе и близкая подруга Наталья Владимировна Комарова. Также это настоятель Спасского храма в селе Прохорово городского округа Чехов отец Владимир (Переслегин), который много сил и времени отдал учащимся средней школы и медицинского колледжа. 

У Ирины Николаевны идеальная для педагога семья. Профессия её мужа — врач. Они даже познакомились благодаря медицине и болезни. Ирина Николаевна слегла с корью, а молодой врач выходил её, поставил на ноги и сделал предложение руки и сердца. С тех пор они и идут по жизни вдвоем — медик и учитель — удивительное сочетание самых благородных и незаменимых профессий. Они вырастили замечательных детей, теперь нянчат внуков, а их любви хватает не только на своих близких, но и на тысячи своих пациентов и учеников...

Сейчас Ирина Николаевна вспоминает, как начинался её путь в педагогику. Тогда, полвека назад, она еще не знала, что любовь к детям станет её призванием.

- Я могу назвать себя «рядовым» народного образования без звезд на погонах и больших наград. С 1–2 классов я помогала мамочкам в своем дворе забирать детишек из детского сада и нянчилась с ними. Потом делала с ними уроки. Можно сказать, что для младших ребят в своем дворе я была «кумиром». В старших классах я определилась с будущим и решила стать педагогом. Да и альтернативы у меня никакой и не было. Поступила в Саратовский университет на романо-германское отделение филологического факультета по специальности «немецкий язык и литература». После четвертого курса вышла замуж, родила дочку и переехала вместе с мужем в Московскую область. Он окончил аспирантуру в Саратовском противочумном институте. А я сначала работала в отделе научной информации Института иммунологии, а после распада Советского Союза стала преподавать немецкий и латинский языки, мировую художественную литературу и религиоведение в школе села Мещерское. В 2007 году я устроилась преподавателем немецкого и латинского языков в Мещерском медицинском училище, которые потом стало колледжем.

Работу всегда сочетала с семьей, на мне часто были дом и дети, так как муж по долгу службы часто бывал в командировках. В том числе, и дальних. Супруг — Владислав Жемчугов, доктор медицинских наук, иммунолог и практикующий врач. Он специалист по инфекциям, микробам и вакцинам. Работал даже в Африке. Мы вырастили двоих детей. Дочь с отличием окончила РГМУ имени Пирогова и стала кандидатом медицинских наук, главным врачом детского медицинского центра в столице. Сын учился в ГТУ МАМИ, теперь он инженер и известный человек в автомобильном бизнесе. 

- У вас огромный педагогический стаж. Что самое трудное в работе преподавателя?

- Сейчас самое трудное в профессии учителя — огромное количество бумаг. Отчетности и прочее очень мешают главному — работе с детьми и подготовке к урокам. Никто не отменял и воспитательную роль педагога, так как дети приходят очень разные. Многие просто не готовы учиться в колледже. Их приходится учить учиться! И это не фигура речи, а настоящая необходимость научить их тренировать память, усидчивость и терпение. 

- У вас есть свои секреты педагогического мастерства?

- Наверное, секрет педагогического мастерства заключается в умении любить свой предмет и детей, которых учишь. Они чувствуют малейшую фальшь, поэтому общение с учениками должно быть только искренним. Преподавателю надо объективно оценивать знания своих студентов. Очень не люблю ставить двойки. Всегда такое ощущение, что ставишь двойку себе, что где-то студента не научила, не поняла его. Они разные не только по возрасту, национальности и уровню уже полученных знаний, а еще по очень многим критериям.

Моя главная задача — объяснить ученикам зачем им нужен иностранный язык, зачем в медицинском колледже нужен тот же латинский язык. Нужно давать ребятам осваивать именно свой уровень — они это оценят и будут работать с полной отдачей. Я всегда даю им возможность исправить свои оценки. Даже «четверки» на «пятерку». 

Учеба в университете дала мне возможность узнать самые глубокие корни мировых языков. Та же латынь — язык не только лекарств и анатомии, но и поэтический язык литературных классиков, язык мудрецов, основа многих европейских языков. Это помогает при обучении разбавлять сухую терминологию викторинами и олимпиадами. Те же пословицы и цитаты древних остаются в памяти надолго. Сама постоянно вспоминаю, что по Плутарху «ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». А еще преподавательской работе очень помогает жизненный опыт. Прежде всего — 41 год счастливой семейной жизни и воспитанные тобой нормальные собственные дети. Это дает искреннее добро, милосердие, порядочность и честность. 

- По вашему мнению, что необходимо человеку для успешного изучения иностранных языков?

- Прежде всего необходима мотивация. Человек должен понять, зачем ему нужен тот или иной язык. Получение диплома — не главное. Мотивируют будущая карьера, успех в профессии, в быту и путешествиях. Например, «Non est via in medicina sine lingua Latina», - так звучит латинская пословица с переводом «Нет пути в медицине без латинского языка». Я много путешествовала и сейчас стараюсь совершать поездки по мере возможности. То, что потом рассказываешь студентам о странах и народах — это мотивация студентов к изучению культуры народов других стран. И прежде всего — языка. А для этого необходимы усидчивость и терпение, которые, впрочем, нужны для изучения любого предмета. Ну и учитель хороший нужен. Терпеливый, умный, доброжелательный и требовательный учитель. 

- При таком большом педагогическом стаже у вас наверняка есть любимые ученики и те из них, с кем вы общаетесь спустя годы?

- Любимые ученики, конечно, есть. Помню многих несмотря на прошедшие годы и десятилетия. Чаще «встречаешь» кого-то на просторах интернета и радуешься их карьерным и жизненным успехам. Среди моих учеников есть очень маститый фитнес-тренер, занимающийся с известными людьми. Горжусь им, как и теми, кого награждали медалями за успехи в борьбе с коронавирусом. Просто приятно, когда с первокурсниками в колледж приходят их родители или даже бабушки и дедушки, а ты их учила в колледже и еще в средней школе. У меня ведь тысячи учеников за все годы преподавательской работы.

Нам, как педагогам, положено каждый год проходить диспансеризацию. В ее процессе часто встречаются бывшие студенты, для которых мы теперь не педагоги, а пациенты. Всем преподавателям всегда приятно слышать что-то хорошее от врачей и знакомых о своих студентах. 

- Говорят, педагоги никогда не отдыхают. Это так или как вы предпочитаете отдыхать от работы? 

- Педагоги никогда не отдыхают — это действительно так. Я не могу выключить профессию просто закрыв дверь колледжа в конце рабочего дня. Бывает, что и мужу «достается». Уж в виде повышенной громкости голоса — точно. Преподаватель — это диагноз. 

А отдых обязательно нужен, иначе есть опасность так называемого «выгорания». Я, например, очень люблю плавание или просто водные процедуры. В детстве и юности много занималась в бассейне, а теперь вода помогает «смыть» усталость. Также очень нравится бывать в новых местах. Люблю свой большой сад с огородом, газонами и теплицей. Поэтому расслабляться нам с мужем некогда. Даже зимой надо снег чистить, чтобы было где пройти. Радуют ежегодные урожаи своих овощей, зелени, которые никогда в сезон не покупаем. Яблоки и томаты у нас по полкило. А ягоды обожают внук и внучки. Совсем «взрослыми» стали сосны, клены, липы, которые мы посадили еще 30-40 лет назад. Много цветов в саду - пионы, розы, гортензии, черемуха, сирень, жасмин, акация. Сейчас осваиваем выращивание голубики, которую любят внуки. Пока же они наслаждаются смородиной, крыжовником, малиной, ежевикой, жимолостью и облепихой. Живут у нас соловьи, радуя своим пением. Даже белки поселились, выгнав из скворечника скворцов.

За годы своей педагогической деятельности Ирина Николаевна была отмечена Благодарностью министерства здравоохранения Московской области, Почетными грамотами губернатора Подмосковья, главы Чеховского муниципального района и министерства здравоохранения Российской Федерации. Коллеги и учащиеся относятся к ней с большим уважением. В процессе преподавания в колледже Ирина Николаевна пересмотрела и практически заново составила рабочие программы по своим предметам, что значительно улучшило качество получаемого студентами образования. Например, учащиеся стали больше совершать туристических поездок и общаться с носителями немецкого языка. Ей удалось в процессе преподавания латинского языка привести в соответствие с современными требованиями учебную терминологию по анатомии, физиологии и фармакологии.

Ирина Жемчугова одной из первых в Московской области разработала учебно-методический материал для преподавания в школах с углубленным изучением некоторых предметов основ мировой художественной культуры, православной и другой религиозной культуры. В этом ей очень помог и продолжает помогать уже упомянутый священник отец Владимир. В колледже она разработала программу по преподаванию медицинской этики и деонтологии.

Хорошо об Ирине Николаевне, как о классном руководителе, отзываются и родители студентов колледжа. Она постоянно в курсе всех бытовых и внеучебных проблем, помогает ребятам добрым советом. Кстати, в качестве классного руководителя она выпустила уже 8 курсов студентов. 

В очередной День учителя Ирина Николаевна снова услышит много добрых слов от своих настоящих и бывших учеников, их родителей, коллег и, конечно, от мужа. И пусть он, как медик, всегда ставит ей только один диагноз - «преподаватель».