Образование на службе Родине. Какие задачи поставила перед учителями августовская конференция в августе 1941 года
27 августа 1941 года в Гражданском районе прошла августовская учительская конференция. О том, что ей предшествовало, и как она завершилась, рассказала читателям районная газета «Вперёд», архивные выпуски которой хранятся в Российской государственной библиотеке. СправкаГражданский район Азово-Черноморского края с центром в ст. Новомалороссийской был образован постановлением Президиума ВЦИК от 31 декабря 1934 г. Включал 10 сельских советов: Александроневский, Балковский, Бейсугский, Бузиновский, Ирклиевский, Краснооктябрьский, Крупский. Новогражданский, Новодонецкий, Новомалороссийский. Район был упразднён в 1953 году, его территория вошла в состав Выселковского района.Источник: «Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793-1985 гг.)». (Краснодар, 1986 г.). Два года работы педкабинета За два года работы педагогического кабинета при Гражданском районо накопилось немало ценного материала для учителя. Райпедкабинет помещается в двух просторных светлых комнатах. Одна из них служит местом для консультаций, другая комната – зал, где учитель может заняться подготовкой к уроку, докладу или просто отдохнуть – почитать, послушать радио. Педагогический кабинет имеет более 1000 экземпляров ценной педагогической литературы по вопросам психологии, педагогики, дидактики и частным методикам. Имеется литература, освещающая опыт передовых учителей, накоплено достаточное количество педагогических журналов, сельскохозяйственной и политической литературы. Сейчас райпедкабинет совместно с районо готовится достойно встретить новый учебный год. К предстоящей августовской учительской конференции, которая будет проходить с 26 по 27 августа 1941 года, выделены докладчики на пленарное совещание, а также для проведения семинаров. Первым вопросом на пленарном совещании стоит «Выполнение приказа Наркомпроса «О мероприятиях по улучшению преподавания русского языка в начальных, неполных средних и средних школах». Вторым – «О внеклассном чтении учащимися». И третьим вопросом – «Выполнение решений всероссийского совещания заведующих краевыми (областными) отделами народного образования о привитии практических навыков в связи с прохождением программного материала и приказа Наркомпроса о мероприятиях по улучшению работы сельской средней школы». Кроме того, на конференции выступят лучшие учителя района, которые расскажут об опыте своей работы. СправкаНародный комиссариат просвещения (Наркомпрос) – орган государственной власти, контролировавший практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, культуру и искусство. С 1940 по 1946 год народным комиссаром был Владимир Петрович Потёмкин, который участвовал в создании Академии педагогических наук, проводил работу по сохранению сети школ в годы Великой Отечественной войны, созданию учебников для общеобразовательной школы. 15 марта 1946 года Наркомпрос был преобразован в Министерство просвещения. В повестку дня на пленарном совещании включены, таким образом, коренные важнейшие проблемы учебной работы, над решением которых работали учителя в минувшем и должны будут работать в предстоящем учебном году. Своевременная подготовка к августовскому районному учительскому совещанию, привлечение к активному участию в совещании учителей, является сейчас одной из очередных задач отдела народного образования и райпедкабинета. С. Чепулис, зав. райпедкабинетом. Конференция учителей На состоявшейся 27 августа конференции учителей Гражданского района присутствовало 127 делегатов. Собрались педагоги и учителя средних и начальных школ для того, чтобы обсудить, как лучше работать с учащимися в наступающем новом учебном году в условиях военного времени. С интересным докладом об итогах работы школ района за летний период, а также о задачах, стоящих перед школами в новом учебном году, выступил заведующий районным отделом народного образования тов. Фёдоров. Ярко охарактеризовав современную обстановку, тов. Фёдоров говорит: «Гитлеровские банды напали на наш Великий Советский Союз. В ожесточенной схватке с фашизмом дерутся лучшие сыны нашей Родины, задача школы и педагогов подготовить им достойную смену. Тыл теперь должен быть крепок, как никогда, задача школы всемерно способствовать укреплению тыла». За летний период на полевых работах в колхозах работало 130 учителей района и 2000 учащихся. Некоторые учителя, как, например, тов. Удод перевыполняли норму на 600-800 процентов, зарабатывая по пять трудодней. 127 учителей окончили курсы ПВХО. Сейчас они ведут кружки по изучению ПВХО. 37 учителей сдали нормы ГСО 2-й ступени. Учащиеся нашего района организовали сбор лома металлов, а также сбор подарков для бойцов Красной Армии. Справка«Готов к санитарной обороне» (ГСО) – программа массовой подготовки населения в 1934-67 годах, проводившаяся Союзом Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. Включала изучение правил оказания первой медицинской помощи, гигиены, элементов санитарно-химической защиты и др. Сдавшим нормы выдавались удостоверение и нагрудный знак ГСО. Из активистов кружков ГСО формировались сан. посты и дружины. С 1967 подготовка населения по аналогичной программе велась в системе гражданской обороны. Неотложные задачи В новом учебном году перед школой и педагогами стоят следующие серьёзные и неотложные задачи. 1) Организация бесперебойной работы школы, и охват школой всех детей школьного возраста.2) Усиление внимания школы к быту учащихся, родители коих призваны в Красную Армию.3) Всемерно повышать качество учебы.4) Максимально развивать у учащихся чувства советского патриотизма.5) Широко прививать учащимся трудовые навыки.6) Организовать материальную помощь родителям. Подробно останавливаясь на каждом из этих пунктов, тов. Фёдоров говорит: «Необходимо работу в школе организовать таким образом, и так использовать школьное помещение, чтобы можно было перейти на двух, либо трёхсменную работу. Нужно всячески бороться с отсевом учащихся в продолжении учебного года. Для этого необходимо проводить разъяснительную работу с родителями учащихся». В своем докладе тов. Фёдоров уделил много внимания вопросу преподавания русского языка, способу развития устной и письменной речи учащегося. «Неправильно, – отмечает тов. Фёдоров, – когда за грамотность ученика отвечает только преподаватель русского языка. Нужна единая борьба всех педагогов за грамотность, за её улучшение. В наших школах нередки случаи, когда преподаватели математики и физики не обращают внимание на грамотность написанной задачи». Подробно остановился тов. Федоров также на развитии чувств советского патриотизма у учащегося. Тов. Федоров отметил, что преподавая русский язык, литературу, необходимо прорабатывать с учащимися произведения великих русских писателей, проникнутые духом патриотизма (Толстой, Некрасов, Н. Островский и Маяковский.) Это же самое относится к преподаванию истории. Преподаватель должен рассказать учащемуся о наших великих полководцах Суворове, Кутузове и др. Преподавая географию, необходимо как можно шире показать огромные богатства нашей родины. В условиях военного времени Преподавая такие науки, как математику, физику и химию, нужно конкретизировать их, доказать учащемуся, что они лежат в основе пулемёта, танка, боевого отравляющего вещества. В школе преподаватели этих дисциплин должны установить между собой контакт в преподавании. Очень важно, чтобы знания, полученные учащимися после изучения этих дисциплин, они могли использовать в изготовлении наглядных пособий. Число часов по преподаванию физкультуры в этом году увеличено. Желательно, чтобы учащиеся были в состоянии брать препятствие, поднимать тяжести и т. д. В школе необходимо расширить работу кружков военного дела, по изучению трактора и автомобиля, театрального. Заканчивая свой доклад, тов. Федоров подчеркнул то большое значение, какое приобретает в условиях военного времени роль классного руководителя. Очень большое воспитательное значение имеет также личный пример, какой показывают педагоги ученикам. Поэтому, педагог, прежде чем преподавать, должен старательно подготовиться к предмету. «Самое главное, что нужно усвоить педагогам, – заканчивает тов. Федоров, – это то, что сейчас вся школьная и внешкольная работа должны быть полностью подчинены условиям военного времени». После доклада развернули оживленные прения, в которых приняли участие товарищи Гускин, Полтавский, Батырин, Булатов, Плотников, Рабинович, Неведров, Юдин и Костин. Они заявили, что им совершенно ясны задачи, стоящие перед ними. Прежде всего и раньше всего они будут повышать качество учёбы, способствовать развитию чувства советского патриотизма учащихся, всемерно прививать им трудовые навыки. Ф. Фаталис Материал опубликован в рамках проекта «ВС» «Салют, 43-й», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Подготовил Максим Ватутин