Школьников сажают на цифровой поводок
В основе этого «педагогического подхода» - так называемая МЭШ, Московская электронная школа. Этот интернет-портал, созданный при участии властей, включает в себя электронный дневник каждого школьника, классный журнал, библиотеку и портфолио ученика. К МЭШ подключены все муниципальные и государственные школы в столице.
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ
МЭШ должна содержать полную информацию по обучению школьника: его оценки, расписание занятий, домашнее задание, школьные новости. Систему эту внедряют практически в обязательном порядке, привязывая к ней и учителей. Чтобы они активнее использовали этот ресурс, для них введены специальные доплаты: за заполнение на МЭШ электронного журнала, дневника, календарно-тематического плана и т. д. Доплаты могут достигать 15 тысяч рублей.
Деньги приличные, просто так их никто выкладывать не будет. Над этим стоит задуматься основательно, особенно после откровений, что подход к каждому ученику будет регулировать искусственный интеллект, «выдавая рекомендации с учетом их интересов и способностей».
Цифровизация школ продвигается, так как нужна корпорациям, заинтересованным в выдергивании самых талантливых выпускников. Об этом заявил член-корреспондент РАН, лидер движения «Родная школа» Алексей Савватеев. «МЭШ внедрена для того, чтобы у корпораций было картина по всей Москве, чтобы была собрана информация о самых лучших школьниках, - утверждает Савватеев. - Для нас школа — это место, куда мы отдаем детей, чтобы они вернулись образованными. А для них школа — это полигон, где пасутся коровы, которых они потом будут доить. Школьников, может быть, они и отловят, но они разрушают тем самым школу своим беспардонным вмешательством».
Более того, корпорации получат информацию о кадровом потенциале России, подробные досье на тех, кто лет через 10-15 сможет участвовать в управлении страной. Очевидно, что характер этой информации - стратегический и те, кто ее столь упорно собирает, вероятно, заслуживают внимания спецслужб.
ОРУДИЕ ЦИФРОВОЙ СЕГРЕГАЦИИ?
«Но никто не отменял статьи Конституции о недопустимости обработки сведений о частной жизни гражданина без его согласия, - утверждают эксперты. - Передавать во ФГИС личные данные в рамках соглашения между разными уровнями власти без участия самих владельцев ПД, без их согласия (тем более несовершеннолетних) — это очень похоже на мошенничество».
Скажем, еще к 1 марта Министерство просвещения должно было опубликовать отчет о результатах эксперимента по реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Результатов не предъявили, от общественности их вроде как спрятали. Было что скрывать? А цифровизация образования катится и растет со скоростью снежного кома.
Совсем недавно на ресурсах МЭШ появилась новая опция - личный рейтинг ученика (пока исходя из школьных оценок по предметам), а также рейтинг классов в рамках параллели. «Это не столько инструмент личной мотивации, как внушают цифролоббисты, сколько орудие цифровой сегрегации, - пришли к выводу аналитики РИА «Катюша», - которое может посеять рознь и спровоцировать нездоровую конкуренцию и даже травлю отдельных школьников как в рамках одного класса, так и на уровне «неудачников» рейтинга в параллели. Как будто недостаточно каждому ученику следить за личными оценками и контролировать собственный уровень знаний».
Действительно, зачем ученика ставить на какое-то особое место в классе, причем так, что любой другой ученик в любой момент может получить данные о своей и чужой успеваемости? Что, ученики, учителя и родители и без того не знают, кто отличник, а кто троечник?
Общий рейтинг классов автоматически превратит аутсайдеров в этих классах во вредный балласт, который тянет вниз весь класс, мешает занять ему более высокое место. То есть теперь все каждый день будут видеть и указывать пальцем на тех, у кого рейтинг по оценкам низкий.
«Это прямой путь к сегрегации и кастовизации как отдельного класса, так и системы общего образования в целом», - считают эксперты. И поведет школьников по этому пути тот самый ИИ. На цифровом поводке.
Григорий Алексеев.
Фото: LEGION-MEDIA