Татьяна Гигель: Школы должны иметь право влиять на успеваемость
Сенатор Татьяна Гигель сообщала в своей социальной сети, что к ней обратились учителя Республики Алтай, региона, который она представляет в Совете Федерации. Педагоги пожаловались, что сейчас у них нет законных оснований, чтобы оставить неуспевающего ученика на второй год без согласия родителей. Обращение педагогов Татьяна Гигель намерена передать в профильный комитет палаты регионов. Об этом сенатор рассказала «Парламентской газете».
- Татьяна Анатольевна, как именно вы встретились с учителями и на что конкретно они жаловались?
- В первой половине сентября в рамках региональной недели я встретилась с учителями Чойского района Республики Алтай. Педагоги выказали непонимание: почему отстающего школьника нельзя оставить на второй год без согласия родителей?
Для меня, если честно, было полным откровением, что сегодня у учителей нет законных оснований, чтобы повысить ответственность учеников и их родителей за успеваемость. По моему мнению, система второго года, которая действовала раньше, была эффективной. Стоило только предупредить, что ребенка могут оставить на второй год, это уже имело отрезвляющее действие.
- С похожей проблемой ранее в «Парламентскую газету» обращались родители учеников одной из московских школ. Они сообщили, что неуспевающий ребенок мешает всему классу, так как занятия ему неинтересны, он не может сосредоточиться, всех отвлекает…
- Это говорит о том, что такая проблема есть не в одном регионе и не только у учителей, но и у родителей, и самих детей, в том числе и тех, кто не успевает, и тех, кто успевает. Я понимаю это, как мама, как бабушка.
Одновременно мы видим, что успеваемость по точным предметам, например по математике, в стране падает. Но нужно понимать, что если ребенок не освоил программу по математике за 5-6-й классы, в 7-8-м классах он просто не сможет учиться.
- Какие возможности оставить ребенка на второй год есть сегодня?
- Изучая этот вопрос, я выяснила, что по Федеральному закону «Об образовании» школьники, не справившиеся с учебной нагрузкой, могут остаться на второй год в том же классе или перевесить на следующий год с двумя незачетами по предметам.
При этом школа не имеет права оставлять ребенка на второй год без согласия родителей или законных представителей. Если же школа пренебрегла этими требованиями, родители могут обратиться в администрацию школы или в суд для защиты своих прав.
- На основе обращения учителей Республики Алтай планируете ли вы подготовить соответствующую законодательную инициативу?
- Речь о конкретной законодательной инициативе пока не идет. Для начала я хочу обсудить этот вопрос с профильным комитетом Совета Федерации — по науке, образованию и культуре.
Если коллеги положительно отнесутся к предложению педагогов, такая инициатива может быть подготовлена. Над этим в том числе я собираюсь поработать в осеннюю сессию.
- Какие еще обращения и просьбы граждан по итогам региональной недели могут стать законодательными инициативами?
- Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко ориентирует нас в первую очередь на решение вопросов образования, медицины, других приоритетных сфер. Этим темам традиционно уделяется большое внимание в рамках региональных недель и встреч с гражданами. Это позволяет выявлять проблемы, которые требуют вмешательства, обсуждать их на площадке Совета Федерации и оперативно устранять.