"Будь изгоем и радуйся": психолог Наталья Дружина о социализации в университете
Находим причины бесконечного недовольства собой и учёбой и начинаем работать над личным "долго и счастливо" в серии интервью о том, как быть, если понял, что лучшие годы ты проведёшь не в вузе мечты. Привет. Меня зовут Вика. Я студентка омского университета. Из последних сил учусь на режиссёра кино/ТВ, и меня всё ещё не отчислили, хотя нелюбовь с вузом у нас, похоже, взаимная. Не так давно я подробно рассказала о своём разочаровании и выплеснула все накопившиеся за первый год обучения эмоции. А сегодня во время разговора с уже третьим по счёту психологом я попытаюсь разобраться, как быть счастливым, если ты "провалил" ЕГЭ и боишься своих одногруппников. Надеюсь, не сойти с ума мне поможет психолог Центра групповой терапии Наталья Дружина. - Давайте начнём с самого начала: можно ли назвать процесс перехода из школы в университет естественным стрессом? Или все не самые положительные эмоции, ко торые испытывает первокурсник, - это лишь ничего не стоящие капризы? - Да, любая смена обстоятельств - это физический стресс, который вызывает обострённое проявление тревожности. Когда начинаешь новый этап жизни, важно осознать, что, как раньше, уже не будет. Новое - это про разрушение старого. Однако непривычная среда даёт возможности, которые могут положительно отразиться на твоей жизни. Поэтому жёсткие драмы и трагедии не всегда сопутствуют адаптации в вузе. - Но драмам в нашем интервью всё же оставьте место. Вот приходишь ты в свой новый коллектив и почему-то не чувствуешь желания заводить знакомства, сближаться с людьми, хотя в школе тебе было комфортно в любой компании. Ты пытаешься понять, что с твоими чувствами происходит, но пока копаешься в себе, успеваешь стать изгоем. Почему так происходит? - Когда люди впервые встречаются, они не знают, чего друг от друга ждать. Для хронических "тихонь" - первая встреча, во время которой все друг к другу "притираются", выгодный момент, чтобы наладить свою социальную жизнь. Что касается тех, кто в школе был "звездой", - они приходят в новое общество, не простившись со своим статусом. Поэтому и получается что-то непонятное: ты приходишь с посылом "я тут главный, любите меня", а люди не понимают, за что тебя любить? Кто ты? И тут вчерашняя звезда должна задать себе вопрос: "Чего я хочу: нормальных отношений с людьми в течение всех пяти лет обучения или чтобы мной восхищались"? Каким бы ответ ни был, секрет социализации слишком прост: с людьми просто нужно контактировать, проявлять себя и заслуживать их доверие. Не хочешь таким сложным путём убеждать их, что ты "звезда" - или становись "простым смертным", или будь изгоем и радуйся. - Почему старт социализации кажется таким страшным? Почему мы боимся подойти к симпатичному человеку на учёбе и, грубо говоря, как в песочнице , сказать: " Привет, давай дружить " ? - Это естественный страх отвержения. Бороться с ним в теории невозможно, надо набивать шишки, знакомиться с людьми и не бояться проявлять инициативу. Если ты не подойдёшь к девушке или к парню - ты 100 процентов не будешь отвержена, но ты те же 100 процентов никогда не будешь общаться с ним. Когда мы говорим о человеческих взаимоотношениях, мы на первое место всё же ставим не свою гордость, а цель - контакт с симпатичным нам человеком. Поэтому если вам в вашем новом окружении из 100 человек приглянулся хоть 1 - зацепитесь за него. Рискните, может, и вы ему симпатичны, и он точно так же стесняется к вам подойти. Поверьте, комплексами не только вы в этой ситуации обладаете. Алгоритма удачного знакомства я не знаю, это вам к пикаперам, но могу посоветовать манипуляцию (улыбается). "Привет, классно выглядишь, не найдётся запасной ручки?" - обычно неплохо работает, чтобы начать знакомство перед парой. - После школы, н а мой взгляд, люди делятся на два типа. Одни очень переживают, что не смогут влиться в новый коллектив и сразу после выпускного начинают грустить о былых временах, вторые - без доли сомнений идут в вуз. Но вот парадокс: первые в своей новой среде, как правило, хорошо приживаются, вторые ворчат "то не так, это не эт ак " . Почему так происходит? - Ожидания, как правило, редко оправдываются. Реальность сильно отличается от наших фантазий. Поэтому, когда наш второй тип идёт в университет заряженным на позитив и с мыслями, что всё будет классно, он создаёт себе нереальный стандарт. Идеала в принципе в природе не существует. Представьте любого близкого человека, от проведения времени с которым вы получаете удовольствие. Представили? А теперь поймите, что он 100 пудов не идеальный человек, но в нём есть то, за что вы его любите. Так и здесь: место учёбы не идеально, как и ваш близкий друг, но найдите здесь то, чему вы хоть немного будете рады. - Но если мы будем пытаться превращать наше недовольство в более приятное чувство - не изменяем ли мы себе, не врём ли мы себе? Как и адаптироваться, и свои принципы сохранить? - Давайте принципы назовём личностными границами. Вы, когда будете пытаться превращать недовольство в удовольствие, - вы не размывайте свои границы и не ломайте их, просто выгляните за них: посмотрите вокруг и примите происходящее. - Звучит хорошо, но реально ли " принять " неприятное, помня , сколько усилий ты вложил, поступая в " ошибочный " вуз , и скольк о времени и нервов ты отдал ЕГЭ ? Я к тому, что человек же начинает сам себя в этот момент обесценивать. - Я вам так скажу, зацикливаться на учёбе - неполезно. Если вы помните каждое своё сочинение, которое писали, готовясь к ЕГЭ по литературе - вы точно были зациклены на этом. А это ключевая ошибка. Нельзя выкидывать из жизни всё, оставляя место лишь учёбе. Жизнь - она же объёмная, помимо учёбы есть любовь, хобби, семья, друзья, наслаждения. - Но, по-хорошему , же ты не имеешь права радоваться жизни, пока не получишь на ЕГЭ 100 баллов . Так ты в 11 классе думаешь, по крайней мере. - У вселенной, кажется, нет такого закона (смеётся). Абсолютно удачного результата добиваться бессмысленно - перфекционизм ни к чему хорошему не ведёт. - Почему? - Перфекционизм - это не про идеальную жизнь. Это про постоянный контроль и высокую тревожность. Чтобы быть счастливым человеком, нужно разрешить себе ошибаться, понять, что мир и люди неидеальны. Перфекционисты редко хотят принимать несовершенства и бороться со своими убеждениями. Они, как правило, предпочитают пытаться довести мир до идеала и страдать о том, что это невозможно. Поэтому перфекционистов нельзя назвать свободными людьми - они рыбы, привыкшие находиться под давлением воды. В нашем случае - под давлением проблем мироздания. Поэтому тревога для них - состояние, в котором они себя ощущают "славненько". - Давайте капитально разберёмся с жизнью после ЕГЭ: есть ли она, если ты сдал не на 100 баллов . Жил, как мы уже определили, зацикленный школьник ради экзаменов два года, готовился и вдруг получает 91/100, 72/100 - это же всё, это ж многочасовая истерика. Ощущение, что ты "проиграл" эту жизнь. Все, кто пытается бодрить тебя, вызывают раздражение. Возможно, мозгом ты понимаешь, что в 30 лет ты будешь смеяться над собой 17-летним, но ты же не можешь " уехать " в будущее, ты зали п здесь, в скорбном моменте краха своей мечты… - Смотрите, когда происходит застревание, оно происходит не просто так: скорее всего, это признак какого-то мощного разочарования в себе, с которым человек не способен столкнуться лицом к лицу. Истерика - это не про положительный выплеск эмоций. Это реакция протеста, во время которой рациональное переживание момента, подразумевающее нахождение ответов и смыслов дальнейшей жизни, невозможно. Опять же - мы упираемся в то, что человека просто не удовлетворяет реальность. Он перфекционист и идеалист. Чтобы ему, не меняя свой подход к жизни, быть счастливым, нужно быть отчуждённым от жизни, иначе говоря, мёртвым. Поэтому перемены - это наша жизнь. Не избегайте их - они могут быть добрыми и ласковыми. Напомним, ранее с Кириллом Макаровым мы уже разобрались, почему экзистенциальный кризис в 19 - это хорошо , а с Сергеем Гудковым обсудили, почему отношения с одногруппниками могут "не идти" и почему у героя-одиночки в грустной сказке об университетской жизни хэппи-энд невозможен. Фото: Илья Петров