Выяснилось, что 40% людей скоро потеряют работу, если не переобучатся
Выяснилось, что 40% людей скоро потеряют работу, если не переобучатся
«МК» немало писал о том, что в школах вводят профклассы, развивают профориентацию. Зря, получается — …
Источник: –MK.RU
«МК» немало писал о том, что в школах вводят профклассы, развивают профориентацию. Зря, получается — исследование ВШЭ доказало, что две трети сегодняшних школьников будут работать по профессиям, которых сейчас еще нет. И примеры приводятся: «архитектор мультиоблачных решений», «правовед-техноэтик». Ученые утверждают, что такие специальности никакой не футуризм, а обыденность завтрашнего дня. Более того: исследователи утверждают, что 40% взрослых надо уже сейчас переучиться-перековаться, иначе их ждет потеря рабочего места в течение пяти лет. Схожая участь ожидает около 1 миллиарда жителей Земли уже к 2030 году…
Эксперты из Института статистических исследований и экономики ВШЭ получили такие результаты, опросив более 400 ученых в «области человеческого потенциала». И это далеко не все, чем они огорошивают. Повсеместно будет внедрена не просто компьютерная грамотность и умение программировать на базовом уровне, а работа с большими данными (Big Data) — это должен уметь каждый. Даже описания профессий смотрятся как сон футуролога: геоаналитик, например, изучающий «пространственные данные». Или архитектор мультиоблачных решений. Это вовсе не профессиональный фантазер – непризнанный гений, а айтишник, который занимается «разработкой и внедрением облачной инфраструктуры и вычислительной стратегией компании». То есть ведет статистику и делает аналитику на основании данных сетевых соединений. Схожий перечень содержит «Атлас профессий» будущего, составленный еще несколько лет назад. Там тоже кого только не было перечислено, включая сетевого проповедника, киберисследователя или модератора платформ для общения с госорганами. Но казалось, что все это отдаленное будущее, не ближе 2050 года, по крайней мере… Основным факторами для успешной адаптации к новому рынку труда эксперты ВШЭ называют цифровизацию образования и умение учиться. Народное «век живи, век учись» трансформируется сейчас в lifelong learning, обучение на протяжении всей жизни. Исследователи особо отметили, что их выкладки касаются тех, кто пошел в школу в 2016 году или позже. Так что школьникам, дабы устроиться каким-нибудь молекулярным диетологом или проектировщиком 3D-печати в строительстве, необходимо развивать «гибкие навыки» с младенчества. Раннее развитие, многочисленные кружки и много-много учебы. Да и высшее образование, по мнению авторов доклада, от skill based, основных навыков, переходит к soft skills, гибким знаниям или мультикомпетенциям, копилка которых постоянно пополняется. Иначе, грозят будущим студентам исследователи, останетесь без работы. Получается, что вузы у нас худо-бедно соответствуют модным трендам, развивая реформу «2+2+2», когда с каждой ступенью обучения студент меняет направление подготовки, получая в итоге диплом с 2-3 специальностями. Хотя на таком фоне возвращение специалитета с 6 годами подготовки немного «не в дугу». Но, действительно, существуют области, где нужно учиться долго: «высокая» инженерия, математическая аналитика, биотехнологии и медицина… Но школы, где и цифровизация забуксовала, и все больше говорят о возврате «старых добрых» советских традиций, движутся в противоположном направлении. Стараниями думцев в школу вернули «трудовое воспитание». А в большинстве расписаний «технологию» массово заменят на «труды» — конечно же, старые, но такие ли «добрые»?.. – Не совсем согласна с тем, что школы такие отстающие, — говорит преподаватель и методист Анастасия Гордеева. — Да, электронную технику стало сложнее закупать из-за санкций, разница есть между школами в этом отношении. Но те самые soft skills развиваем. Это и междисциплинарные предметы, такие как ОБЖ, обществоведение, МХК, факультативные дискуссионные клубы и доклады. Это функциональная грамотность. Часто родители ругаются, мол, зачем в контрольной по литературе идут задания с подсчетом каких-то величин, а в работе по русскому языку вдруг задачка на логику. А это она, «функциональная грамотность», которая как раз формирует метапредметность у ребенка. В школах много кружков, у нас, например, их 14, половина бесплатных. Много проектов, самостоятельного моделирования — в нашей школе вообще есть отдельный урок «Проектная деятельность». – Да я бы вообще за детей здесь особо не волновалась, — добавляет нейропсихолог Светлана Борисова. — Дети – самая адаптивно подвижная группа населения. И профориентация тоже совсем не лишняя, это может быть одно из 2-3 направлений, из которых потом будет состоять профессия. Даже если каждый станет «человеком-оркестром» из разных навыков, что-то будет превалировать. Я тут больше за взрослых беспокоюсь. Когнитивная функция у людей падает после 45 лет, но что еще хуже, утрачивается когнитивная гибкость, способность приспосабливаться к новому, реагировать на изменчивость ситуации и адаптироваться. Для того чтобы не утратить эту гибкость, действительно надо «учиться учиться» с детства. Но даже уже во взрослом возрасте когнитивную функцию мозга хорошо поддерживает, например, изучение нового языка. И не столь важно, иностранного или какого-то машинного.