Войти в почту

Скучаю по Вас и формирую вопрос

99,7 процента взрослых россиян владеют грамотой, то есть могут с пониманием читать и писать короткие, простые предложения, касающиеся их повседневной жизни. Это четвертое место в мире, по данным Индекса грамотности взрослого населения (Adult Literacy Index), который составляет ЮНЕСКО. Однако грамотный человек сегодня — это не только тот, кто умеет писать и читать. В современном мире важно понимать текст, анализировать информацию, отсекать фейки. В этом плане грамотность становится одним из условий безопасности страны, отметили эксперты, опрошенные «Парламентской газетой» накануне Международного дня грамотности 8 сентября.

Скучаю по Вас и формирую вопрос
© Парламентская газета

Финляндия — Узбекистан — Россия

Еще чуть более ста лет назад Россия занимала последнее место среди европейских стран по уровню грамотности. Чтобы научить советских людей читать и писать, с начала 20-х годов в стране запустили ликбез — программу обучения грамоте на русском или родном языке для людей от 8 до 50 лет. С этой же целью в 1930 году в СССР ввели всеобщее начальное обучение.

О результатах этих и других кампаний повышения грамотности говорят итоги переписи населения разных лет и данные международных исследований. Так, в 1939 году грамотными были уже 87,4 процента жителей, а в 1959 году — 98,5 процента. По последним данным ЮНЕСКО, в 2020 году доля грамотных взрослых в России составляла 99,7 процента. Это позволило нам наравне с некоторыми другими странами занять четвертое место в рейтинге.

По словам заведующей лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Марии Лебедевой, индекс ЮНЕСКО «отражает данные о доле взрослого грамотного населения в регионе в минимальном смысле, то есть умеющего читать и писать».

Интересно, что первое место в последнем рейтинге за 2021 год поделили Финляндия, Норвегия, Узбекистан, Лихтенштейн и Люксембург. «В этих странах статистика сообщала о 100-процентной грамотности населения», — сказала эксперт.

По результатам ЕГЭ и Тотального диктанта

При этом наука не располагает данными, что произошло с грамотностью россиян за последние 20 лет, отметила ректор Института Пушкина Наталья Трухановская: «Для обоснованных выводов о динамике грамотности в настоящий момент не хватает объективных данных, которые собирались бы в течение длительного времени».

Индикаторами грамотности могли бы служить результаты ЕГЭ по русскому языку, который стал обязательным экзаменом после 11-го класса с 2009 года, или Тотального диктанта, который появился еще раньше — в 2004 году. Однако эксперты не советуют опираться на эти данные.

«Например, средний балл ЕГЭ по русскому языку с 2012 по 2023 год вырос на 7 единиц — с 61,5 до 68,43. Однако, во-первых, ЕГЭ по русскому языку проверяет не только грамотность, но и владение теоретическими знаниями, а во-вторых, на рост среднего балла влияет масса факторов, таких как адаптация к формату экзамена и большая подготовленность именно к этому способу проверки знаний», — сказала Трухановская «Парламентской газете».

Что касается Тотального диктанта, то сами его организаторы настаивают: оценка за диктант не отражает уровня грамотности человека, а служит только способом самодиагностики. «Поэтому организаторы не публикуют обобщенной статистики по оценкам, они объявляют только «отличников» диктанта, а их доля держится примерно на одном уровне каждый год», — сообщила эксперт.

Новая страна — новая грамотность

Необходимо также учитывать, что само понятие грамотности в последние годы изменилось, отметила Трухановская: «Это связано с развитием технологий, изменением в коммуникационной среде и расширением спектра информации, доступной обществу».

«В итоге современная грамотность не только предполагает владение традиционными навыками чтения, письма и счета, но и охватывает новые навыки и виды грамотности, такие как цифровая и информационная грамотность, медиаграмотность, межкультурная грамотность и другие», — сказала эксперт.

Так, в эпоху цифровых технологий и массовых медиа становится важно анализировать информацию, выявлять фейковые новости и дезинформацию. Для этого мало просто уметь читать, нужно обладать «компетенциями смыслового и критического чтения».

С ректором Пушкинского института согласна и Мария Лебедева. В современной науке грамотность — это не просто умение написать текст без ошибок, но способность с помощью этого текста точно передать информацию, убедить, разъяснить, достичь договоренностей, отметила филолог.

Поэтому грамотность сегодня не равна отсутствию ошибок в речи: «Пропущенная запятая в ясном и точном тексте простительна, в то время как лишенный смысла, слабый текст не спасут верно расставленные знаки».

«Узаконенные» ошибки и новые нормы

Новое понимание грамотности заставляет менять и правила игры. Как рассказала ранее ученый секретарь Федерального института педагогических измерений Елена Зинина, с прошлого года для оценки ЕГЭ по русскому языку, а также итогового сочинения в 11-м классе применяется понятие «негрубые ошибки», теперь их не учитывают.

«Что такое негрубые ошибки? Например, «шекспировская пьеса» надо писать с маленькой буквы, но если написано с большой — это негрубая ошибка», — пояснила Зинина.

То, что на экзамене, определяющем жизнь выпускников, не засчитывают негрубые ошибки, правильно, считает Мария Лебедева: «Это концептуально важное понятие, которое отражает уникальность языка как системы. Языку свойственна, во-первых, вариативность, во-вторых, изменчивость».

Часто когда-то единственно правильный вариант становится сначала отнюдь не единственным, а потом и вовсе — неправильным. Так, например, произошло с управлением глагола «скучать», напомнила эксперт. Прежде правильным вариантом считалось «скучать по вас» — например, такая норма зафиксирована у Розенталя. В Русской грамматике 80-го года допускаются оба варианта — «скучать по вас» и «по вам», а в современных справочниках «скучать по вас» уже отмечается как устаревшее, привела пример филолог.

«Как измерить тот момент, когда «скучать по вас» перестало быть нормой, а стало ошибкой? И точно ли это ошибка, если в некоторых справочниках оно до сих пор указывается как верное? Вот как раз такие, в частности, случаи и отмечаются понятием «негрубая ошибка», — пояснила Мария Лебедева.

Школьникам можно, чиновникам — нельзя

Впрочем, совсем отменить орфографию и пунктуацию в современном мире не получится, отмечают эксперты. Особое внимание — к чиновникам. Уровень их грамотности регулярно оценивают в том же Институте Пушкина.

Так, еще в 2016 году филологи проанализировали выступления госслужащих разного ранга в новостных и информационно-аналитических программах радио и телевидения. Выяснилось, что меньше всего ошибок делают федеральные министры, больше всего — главы регионов, которые часто злоупотребляют словами-паразитами, неправильно расставляют ударения, не умеют сочетать слова в предложении.

«Например, говорят «уделяется значение» вместо «уделяется внимание» или «придается значение», «формировать вопрос» — вместо «формулировать вопрос», «ставить под знак вопроса» — вместо «ставить под вопрос» и прочее», — рассказала Лебедева.

В этом году в институте проанализировали письменные тексты управленцев из разных регионов России. Оказалось, что одной из самых распространенных ошибок стало ложное обособление, когда запятые стоят там, где их не должно быть. «Возможно, это следствие избыточного пунктуационного контроля, привитого в школе: везде мерещится запятая и кажется, что лучше ее поставить на всякий случай», — полагает эксперт.

Не только правильно, но и по-русски

Говорить не только правильно, но и по-русски чиновников обязал принятый в апреле этого года закон о недопустимости использования в госязыке иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском. Нормы так называемого русского государственного языка зафиксируют в нормативных словарях, справочниках и грамматиках. Требования к таким изданиям этим летом утвердили в кабмине.

«Нормативные словари в первую очередь предназначены для органов государственной власти: исполнительной, законодательной, судебной, так как эти сферы попадают в перечень тех, где русский язык должен использоваться как государственный. Плюс, конечно же, средства массовой информации, учреждения культуры, сфера образования и другие», — сказал ранее «Парламентской газете» директор департамента научной деятельности Института Пушкина Андрей Щербаков.

Принятый закон отражает позицию государства: «Только по-настоящему грамотный человек может быть лидером, объединить вокруг себя целый коллектив», — прокомментировала нововведение зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская. «В рамках осенней сессии будет продолжена работа, направленная на совершенствование законодательства в части государственной поддержки русского языка, повышения языковой культуры и лингвистической грамотности в российском обществе», — сказала сенатор.

Среди инициатив, которые собираются обсудить в Совете Федерации, — увеличение бюджетных мест для подготовки учителей русского языка и литературы, количества часов русского языка в школе, особенно в старших классах, а также включение дисциплины «Русский язык и культура речи» в список обязательных предметов в колледжах и вузах, рассказала Скаковская на пленарном заседании палаты регионов 7 июня.

Читайте правильные тексты!

Впрочем, одними законами грамотность не повысишь. Для этого в первую очередь нужно желание человека уметь писать без ошибок, правильно излагать свою мысль, разбираться в потоках информации. Основным фактором, формирующим грамотность, сегодня, как и 50 лет назад, остается начитанность, отмечают эксперты. Это подтверждают и многочисленные исследования.

«Есть, однако, нюансы, — отметила Мария Лебедева. — Прежде в большинстве случаев при чтении человек встречался с нормативным написанием — ведь читали в основном книжные и периодические издания, прошедшие редактуру и корректуру. А сейчас читатель встречается с текстами разного качества, в том числе с текстами обычных пользователей интернета, не являющимися образцами правописания».

При этом экспериментальные исследования показывают, человек склонен запоминать именно неверное написание, даже если верное ему встречается гораздо чаще, рассказала эксперт. «Так что сейчас к рекомендации «много читать, чтобы быть грамотным» важно добавить уточнение: «читать качественные тексты», — заключила филолог.