Инженеры нового формата
Инженеры нового формата
С наступлением сентября вновь ожили учебные классы и студенческие аудитории. В этом году в День знаний в 15 субъектах России появились 30 передовых инженерных школ. 1 сентября по новым образовательным программам в них начали обучение будущие инженеры. Идея финансирования инженерных школ, наделенных статусом «передовые», не гарантирует эффективности и результативности их работы. Похоже, это осознают в Правительстве страны, где представителям вузам дали понять, что полученный статус придется постоянно отстаивать.
Трансформация системы подготовки
О необходимости трансформировать систему подготовки инженерных кадров с учетом запросов ведущих высокотехнологичных компаний, значительно повысить уровень квалификации преподавательского состава и действующих инженеров в высокотехнологичном бизнесе говорилось давно. Похоже, идея, за реализацию которой основательно взялось государство, воплощается на практике.
Напомним, что федеральный проект «Передовые инженерные школы» был создан на основе одной из 42 стратегических инициатив, утвержденных Правительством России. Минувшим летом состоялся конкурсный отбор таких школ, победителями стали 30 вузов из различных регионов страны, где формируется научно-промышленная база. Наибольшее число университетов отобрано в Приволжском федеральном округе (девять вузов), Центральном (восемь) и Северо-Западном (пять). Четыре вуза представляют Сибирский федеральный округ, два – Южный. В Дальневосточном и Уральском федеральных округах было отобрано по одному вузу.
В планах Правительства – провести вторую волну конкурса среди высших учебных заведений, располагающих инфраструктурой и кадрами для подготовки инженеров новой формации. Инженерные школы, удостоенные статуса передовых, выпустят первых специалистов в 2024 г.
По данным вице-премьера Дмитрия Чернышенко, в рамках реализации федерального проекта «Передовые инженерные школы» к 2024 г. 28 тыс. преподавателей повысят квалификацию и пройдут стажировки в высокотехнологичных компаниях, будет выделено свыше тысячи грантов на прохождение практик, а также на реализацию более 500 новых программ опережающей подготовки инженерных кадров, разработанных совместно с технологическими партнерами.
Технологическое партнерство
Университеты, прошедшие отбор, поддержали крупные технологические предприятия. В настоящее время в проекте принимают более 40 индустриальных партнеров – компаний, которые специализируются на информационных технологиях, финансах, добыче полезных ископаемых, тяжелой металлургии, машиностроении, сельском хозяйстве. Ожидается, что предложенный формат обучения, повышения квалификации даст возможность оптимизировать путь молодого специалиста от получения теоретических знаний к обретению практического опыта.
В текущем году объем грантовой поддержки вузов-победителей со стороны государства составит 2,5 млрд руб. Дополнительно почти 4 млрд руб. будет направлено на эти цели технологическими партнерами, среди которых такие компании и предприятия, как ПАО «КамАЗ», «Роскосмос», «Алмаз-Антей», «Сибур», «Газпром нефть», «Татнефть», «Норильск телеком», Объединенная двигательная корпорация, Завод электротехнического оборудования, Объединенная приборостроительная корпорация и др.
Руководство страны отмечало, что России необходимо выдержать ориентир на обеспечение технологического суверенитета страны. И ключевые, критически важные вещи, в частности, инженерные разработки, должны быть российскими. Этого невозможно достичь без подготовки квалифицированных кадров на местах.
Проект «Передовые инженерные школы», направленный на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, – часть государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Ротация как стимул
Сама по себе идея финансирования инженерных школ, наделенных статусом «передовые», не гарантирует эффективности и результативности их работы. Отрадно, что это понимают в Правительстве. Не случайно на недавнем IX Международном форуме технологического развития «Технопром-2022» вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил о предстоящей ротации передовых инженерных школ по результатам сквозного рейтинга. В частности, такой механизм должен стимулировать участников программы работать качественно – на результат.
«Статус передовой инженерной школы нужно будет постоянно отстаивать. Как и в случае с научно-образовательными центрами мирового уровня, мы будем проводить ротацию инженерных команд по результатам сквозного рейтинга. Это станет стимулом для участников работать более качественно. Мы видели, какой конкурс был среди вузов страны, и у нас длинная «скамейка запасных». Деятельность передовой инженерной школы должна заканчиваться выпуском реального изделия, полезного для экономики. Студенты будут принимать участие в разработке продуктов для отечественных предприятий. Окончательные списки проектов формируются вузами совместно с технологическими партнерами. Основной акцент, как мы видим, делается на выполнении поручений Президента по созданию собственных инновационных разработок для предприятий и достижение технологического суверенитета», – сказал Дмитрий Чернышенко.
В Министерстве науки и высшего образования отметили, что вузам – победителям конкурсного отбора по созданию передовых инженерных школ – предстоит решить несколько задач: трансформировать систему подготовки современных инженерных кадров, проверить программу развития своей инженерной школы на соответствие названия и содержания, поставить перед собой четкие задачи и сроки по их выполнению, а также сформировать сильные команды передовых инженерных школ и укреплять лидерство.
«Ротация неизбежна, это нужно понимать и приложить все силы для продуктивной работы уже сейчас. Мы видим, что участие в проекте по передовым инженерным школам начало работать на имидж ваших вузов, знаем, как это ценят региональные власти. Сейчас вы находитесь на старте проекта, однако времени на раскачку нет, мы ждем от вас серьезных результатов», – подчеркнул глава Минобрнауки Валерий Фальков, обращаясь к представителям вузов – участникам форума «Технопром-2022».
Чиновники подчеркивают необходимость тиражирования и масштабирования лучших образовательных практик и форматов вузов по взаимодействию с индустриальными партнерами на все университеты страны.
Ставка на результат
Основательные планы подготовки инженерных кадров – исследователей в России есть. Например, в созданной при Новосибирском государственном университете передовой инженерной школе совместно с индустриальными партнерами («Газпромнефть НТЦ», ОДК, АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва, Медико-биологический союз, «Норильск-Телеком», «Биолинк», НПФ «Сиант») намерены развивать аэрокосмическое приборостроение, биотехнологии, решения для нефтегазового сектора. По каждому из направлений определены конкретные проекты.
По словам губернатора Новосибирской области Андрея Травникова, прежде взаимодействие индустриального партнера с университетами в отношении конкретных прикладных задач было факультативным. В передовой инженерной школе должен быть более четкий, формализованный акцент на результате. Если связка «партнер –университет» обещает не просто построить школу для подготовки специалистов, но и попутно решить прикладную задачу, должны быть обозначены точные сроки, затраты, ожидаемый результат.
Среди проектов передовой инженерной школы МАИ – интеграция систем авионики с применением технологий машинного обучения, искусственного интеллекта, нейронных сетей, технического зрения, AR/VR для создания «прозрачной кабины», предназначенной для оснащения вертолетов и самолетов, а также перспективной кабины сверхзвукового пассажирского самолета, системы объективного контроля деятельности членов экипажа и других решений для повышения эффективности летательных аппаратов.
Студенты передовой инженерной школы Нижегородского государственного технического университета им. Алексеева будут участвовать в разработке высокотемпературного газового ядерного реактора, который установят на одном из предприятий технологического партнера, чтобы повысить КПД, снизить количество выбросов углекислого газа в атмосферу. По оценкам вуза, подобное взаимодействие в перспективе позволит сократить сроки проектирования объектов использования атомной энергии на 15–20%.
В Сеченовском университете в рамках передовой инженерной школы запланировали к реализации восемь проектов, в том числе разработку интеллектуальной лазерной системы для реконструкции поврежденных кожных покровов с использованием биоорганических материалов, а также мультимодального лазерного комплекса для ранней диагностики широкого спектра патологий.
Насколько результативными окажутся проекты, анонсированные вузами, покажет время. Но сегодня очевидно, что конкурентоспособность страны в мире высоких технологий напрямую зависит от наличия в государстве сильных инженерных школ.