Образование без воспитания?
Таких насчитали примерно 16% от общего числа, или 172 300 человек. Утешает лишь тот факт, что большинство учителей, а именно 84,1% от общего числа, все же имеет дипломы о высшем педагогическом образовании. Однако в целом ситуация настораживает.
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов выступил с инициативой обучать педагогов для средней школы (с 5-го по 9-й класс) в системе среднего профессионального образования (СПО). Сегодня, согласно профстандарту, учителями могут работать только люди с профильным высшим образованием, с образованием по профильному предмету, а также студенты педвузов старше третьего курса. А система СПО выпускает лишь специалистов для детских садов и начальных школ, учителя-предметники обязаны окончить вуз.
В феврале 2023 года статистика Минпросвещения засвидетельствовала, что в России огромный дефицит учителей в школах. В трети школ нет учителей физики, географии, биологии, информатики, почти в половине школ - учителей химии. Такой проблемы нет в начальных классах - там трудится почти треть от всех учителей. Более-менее обеспечены школы и учителями по русскому языку и литературе - их 125 тысяч, пока хватает. На удивление немногим уступает число учителей английского языка - 103 тысячи специалистов. При таком их количестве школьникам давно пора бы владеть английским в совершенстве! А вот с химией, физикой, географией и биологией проблемы.
«Выпускники педвузов не остаются в школах работать, для этого им нужны нормальные зарплаты», - утверждает оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова. По ее мнению, для педагогов нужно высшее образование, «по крайней мере - бакалавриат». Сопредседатель профсоюза «Учитель», преподаватель русского языка и литературы Всеволод Луховицкий сомневается, что преподаватели из колледжей обеспечат приток кадров в школы. Сейчас такие преподаватели могут быть либо в деревнях, либо в маленьких городах, но в Москве их «точно нет».
Сегодня половина учителей в школах России — это пенсионеры и предпенсионеры. Похоже заменить пожилых учителей будет некому.
Алексей Воробьев.
Рисунок: Е. Кран.