От студентов и выпускников магистерской программы «Практики современного искусства» Школы дизайна НИУ ВШЭ

Многие мечтают связать свою жизнь с искусством. Стать художниками, писателями, музыкантами. И почти каждый хотя бы раз слышал: «Это несерьезно. Нужно освоить нормальную профессию». Наши герои так и поступили, а потом поняли, что тяга к прекрасному сильнее, и пошли к мечте через обучение на магистерской программе «Практики современного искусства» от Школы дизайна НИУ ВШЭ. Делимся их историями.

.disclamer { display: block; background-color:#FFE3E0; font-family:sans-serif; font-size: smaller; text-align: left; padding: 10px; }

«Обучение на программе дало мне опору, необходимую для творчества»

Лена Балакирева

Художница

В бакалавриате я училась на «Филологии». Если верить диплому, то я преподаватель филологических дисциплин. Не сказать, что я выбрала это направление по любви — мне просто нужно было пройти куда-то на бюджет, и филфак был единственным вариантом. Изначально я поступала на сценарный факультет, но там не прошла по баллам.

И все же я не жалею об этих четырех годах. Я благодарна за опыт, который получила в первом институте, но никогда не видела себя в этой сфере. Зато теперь филологическое образование помогает мне лучше работать с текстами в искусстве.

После окончания института мне даже удалось немного поработать по специальности: я преподавала английский в качестве репетитора в течение 6 лет. Мне нравится педагогическая практика, сейчас я читаю лекции по истории современного искусства, хотелось бы развивать это направление и дальше.

Творчество всегда занимало большую часть в моей жизни. Моя мама художница, и меня тоже всегда тянуло в эту область. Долгое время я себя сдерживала, мне казалось, что это ее ниша и я не могу туда заходить. Но потом я познакомилась с парнем, который занимался стрит-артом, и увидела художественный мир с другого ракурса, постепенно втянулась. Я начала ходить на выставки современных художников, сама поступила в художественную школу для взрослых, параллельно делала стрит-арт-проекты, старалась развиваться. Когда встал вопрос о поступлении в магистратуру, я знала, что хочу заниматься современным искусством.

Я просмотрела все программы в области современного искусства, которые нашла. Большая их часть была теоретической, а мне хотелось получить практические навыки и попробовать себя в разных медиумах. Под эти требования подходила только программа «Практики современного искусства» в «Вышке» под руководством Саши Кузнецовой, и я точно знала, что хочу именно туда.

Обучение в Школе дизайна ориентировано на проектную работу, поэтому мои первые художественные проекты были учебными. Еще студенткой я участвовала в групповых и персональных выставках с работами, созданными в «Вышке».

Обучение дало мне опору, необходимую для творчества. Заниматься современным искусством сложно: ты постоянно сталкиваешься с обесцениванием своего труда, но, попадая в профильное сообщество, ты понимаешь, что не один. Еще один важный аспект — социальные связи. Заходя в мир искусства через институцию, ты заводишь полезные связи намного быстрее. Если ты открыт к новому опыту, тебя ждет сильная трансформация.

Работы из личного архива Елены

Сейчас я совмещаю художественную практику и работу специалистом в музее-заповеднике «Архангельское». В искусстве я исследую темы феминизма, личной и коллективной травмы, поиска персональной идентичности и ее стирания. В данный момент я работаю над живописной серией, посвященной женской ярости.

Работы из личного архива Елены

В «Архангельском» я веду цикл лекций по истории современного искусства и книжный клуб, занимаюсь координацией выставочных проектов и разработкой параллельных программ.

В будущем я бы хотела сосредоточиться на своих художественных проектах и преподавании, попробовать себя в зарубежной творческой резиденции, узнать, как выглядит сообщество художников в других странах.

«Большой и очень разный набор преподавателей позволил избавиться от существующих рамок»

Владислав Генералов

Саунд-дизайнер

В бакалавриате я учился по программе «Информатика и вычислительная техника» (МИЭМ ВШЭ). С этим направлением у меня все очень даже срослось — использую полученные знания как на работе, так и в творческой деятельности каждый день.

После окончания бакалавриата я работал и продолжаю работать в организации, занимающейся разработкой и производством точного металлообрабатывающего оборудования. Занимал должность менеджера по продажам и развитию, а сейчас работаю с иностранными поставщиками.

Меня всегда интересовала электронная музыка. Пока учился в бакалавриате, увлекся более экспериментальными направлениями этой сферы. Тогда же я начал искать общие точки технического образования и любви к экспериментальному звуку — даже создал свой первый MIDI-контроллер в рамках проектной работы.

Поводом поступить в магистратуру Sound Art & Sound Studies стала новость о том, что одним из преподавателей будет художник Дмитрий Морозов, также известный как :vtol:, создающий технологические объекты и инсталляции. На тот момент я уже следил за его творчеством.

К тому же я продолжал создавать свои треки и вести диджейскую практику. Было интересно увидеть новые подходы, изучить актуальные техники, и, само собой, все полученные знания сразу же шли в ход.

Обучение в магистратуре дало мне много практических навыков. Но самым важным я считаю то, что большой и очень разный набор преподавателей позволил избавиться от существующих рамок, связанных с музыкой и звуком в целом. Я стал намного свободнее смотреть на возможности своей творческой деятельности.

После выпуска меня пригласили преподавать две дисциплины на то же направление магистратуры. За прошлый учебный год я получил массу новых впечатлений уже как преподаватель.

Я продолжаю работу над личными проектами. Сейчас я переехал в Алматы, провожу мероприятия, связанные со звуком (вместе со своей бывшей преподавательницей Анастасией Толчневой, также известной как lovozero), налаживаю коммуникацию с местными медиахудожниками.

Планирую по возможности и дальше преподавать в онлайн-формате, а еще запустить собственный курс в Алматы. Продолжаю делать музыку, играю диджей-сеты и лайвы, изучаю схемотехнику, создаю аудиовизуальные объекты.

«Педагоги не просто давали нам комментарии, они объясняли, как быть художником»

Ольга Калинина

Художница

Моим первым образованием был экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Я считаю этот опыт крайне важным и очень им горжусь. Хотя еще в школе я мечтала поступить в художественный вуз, родители настояли на том, что сначала нужно получить «нормальное образование», а потом уже можно делать что угодно. Искусством я интересовалась всегда и считала это своим хобби.

В итоге спустя много лет я вернулась к своей мечте. По специальности — в качестве финансиста — я не работала никогда. Выбрала для себя сферу деятельности, имеющую отношение к образованию и искусству. Я стала работать менеджером в рекламе — в то время рынок только начал формироваться, было очень интересно. Работала в российских и международных рекламных агентствах, много лет провела в составе команды «Видео интернешнл».

В самом начале карьеры я работала в бюро Agey Tomesh, которое запускало проект издания «World Art Музей». В рамках проекта бюро собирало уникальные материалы мирового искусства. В том числе благодаря этому и состоялось, хоть и косвенно, мое знакомство с миром искусства.

А еще мне помогла работа в НИУ ВШЭ. Узнав, что появилось новое направление «Практики современного искусства», где куратором был Владимир Дубосарский, пришла на выставку выпускников курса в HSE Art Gallery.

В тот же день я потеряла покой — мне было сложно представить, что к такому преподавателю можно пойти учиться. Конечно, я приняла правильное решение и поступила на программу.

Знания, полученные в магистратуре, применялись сразу — в этом и есть суть практики. Но творческий путь каждого студента выпуска уникален, так как любой материал работает в совокупности с полученными ранее знаниями. В моем случае все, чему я научилась за эти два года, — это материал, который продолжает работать на меня и помогает развиваться дальше.

Работы из личного архива Ольги

Каждый момент обучения насыщен пользой и практикой. Педагоги не просто давали нам комментарии, что поменять или добавить, они также объясняли, как быть художником. Как объективно оценивать свою работу, как мыслить и с чего начинать при создании, например, серии работ. Такого рода арт-коучинг от мастеров — это бесценный опыт! Сейчас, начиная что-то новое или в процессе работы, я мысленно всегда возвращаюсь к этим советам.

У меня в планах — сделать две новые серии работ. Пока я ориентируюсь на повышение количества и качества своих картин. Но как известно, нет предела совершенству.

Многопрофильная программа магистратуры «Практики современного искусства» от Школы дизайна НИУ ВШЭ — это образовательная среда, которая с первых дней погружает студентов в мир современного искусства: живописи, перформанса, видео-арта, саунд-дизайна и других направлений. В течение всего образовательного пути студенты участвуют в выставках и фестивалях, а также создают цифровое портфолио под руководством опытных преподавателей-практиков.

Реклама. НИУ ВШЭ. ИНН 7714030726