Войти в почту

Нет причин для паники: Учителя прокомментировали изменения в ЕГЭ по литературе

Школьники и педагоги уже начали активную подготовку к ЕГЭ-2024, ведь проекты контрольно-измерительных материалов и кодификаторы к ним на следующий год уже опубликованы. "РГ" ранее уже писала, что по некоторым дисциплинам изменится структура и даже содержание. Учителя литературы одни из первых ознакомились с проектами и встревожились: неужели из обязательных к использованию при ответах текстов исчезли произведения Пушкина, Фонвизина, Грибоедова и других классиков?

Нет причин для паники: Учителя прокомментировали изменения в ЕГЭ по литературе
© Российская Газета

В Минпросвещения и Рособрнадзоре разъяснили ситуацию. Так, в 2022-2023 годах приняли единые для всей России Федеральные образовательные программы (ФОП). По предмету "Литература" она построена так, что ученики 5-9 классов изучают в основном классику, написанную до середины 19 века: Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей, а у старшеклассников по программе начинается изучение литературы второй половины 19 - начала 21 веков.

В Рособрнадзре особо отметили, что знания произведений золотого века проверяется на ОГЭ после 9 класса.

- В программу старшей школы включены лучшие произведения советской литературы. При этом для выполнения заданий ЕГЭ по литературе можно привлекать не только изученные в 10 и 11 классах произведения, но и тексты из программы основной школы - вершинные произведения древнерусской литературы, литературы 18 и первой половины 19 веков, - прокомментировали в Минпровещения.

Кроме того, школьнику необходимо написать итоговое сочинение, чтобы его допустили к ЕГЭ. Среди тем есть и произведения все тех же классиков золотого века литературы - Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей.

"РГ" решила пообщаться с учителями русского языка и литературы и узнать, как они оценивают нововведения.

Камила Аглеева, учитель русского языка и литературы, Уфа:

- Не секрет, что произведения Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя легче читаются и воспринимаются детьми. Тогда как в литературе 20 и 21 веков много различных течений, в которых еще надо разобраться. Мне кажется, что детям проще готовиться к сдаче экзамена, имея уверенность в том, что часть произведений они отлично знают. Но отсутствие писателей первой половины 19 века в кодификаторе (списке основных текстов) ЕГЭ совершенно не означает, что остальные произведения читать не надо. Некоторые вопросы в проектном КИМе составлены так, что ответить на них без знания золотого века невозможно.

Инна Пешкова, учитель русского языка и литературы из гимназии № 25, Ставрополь:

- При подготовке к экзамену учащиеся и учителя ориентируются на так называемый кодификатор. Кодификатор - это обязательный для изучения документ, где перечислены термины и произведения, которые необходимо изучить к экзамену. На первый взгляд, исключение из кодификатора Гоголя, Пушкина, Лермонтова (а на самом деле еще и "Слова о Полку Игореве", произведений Грибоедова, Фонвизина, Жуковского) кажется провокационным. Но этот документ отражает ту программу по литературе, по которой идет изучение предмета в 10-11 классах. А там изучение начинается со второй половины 19 века.

Вышеперечисленные авторы изучаются в 8-9 классах. Но сами авторы и произведения включены в задания ЕГЭ по литературе, как мы это видим в демоверсии, и что следует из пояснения Рособрнадзора. Что это значит для учеников, учителей и репетиторов, готовящих ребят к экзамену? Что для качественной подготовки к экзамену ученику необходимо повторить и этих авторов, так как задания, отсылающие к их творчеству, из экзамена никуда не пропали.

А из статистики проверки работ учащихся на ЕГЭ в заданиях с возможным выбором литературного материала видно, что ребята часто обращаются именно к произведениям первой половины 19 века, то есть к Пушкину, Лермонтову, Гоголю, Грибоедову. Кроме того, для меня пока остается неясным, будут ли использоваться тексты произведений этих авторов в заданиях не с правом выбора литературного материала, а в тех заданиях, где для анализа представлен конкретный фрагмент какого-либо произведения или лирическое стихотворение.

Мария Суровцева, учитель русского языка и литературы, эксперт ЕГЭ, Ростов-на-Дону:

- Нет причин для паники! Лично я положительно отношусь к изменениям, потому что теперь меньше обязательных к прочтению произведений (некоторым это может облегчить подготовку), а ушедшие дополнили список желательных.

Никто не отменяет знание классики русской литературы и не выкидывает ее из программы. Как и раньше, учащиеся могут приводить примеры из нее, но в тесте и темах сочинений эти произведения не попадутся. По моему мнению, экзамен по литературе стал даже проще и понятнее. Будет меньше ситуаций, когда одному ученику попадался Пушкин или Лермонтов, и он легко выполнял задания, а другому, например, Шукшин или Распутин, до произведений которых при подготовке он мог просто не дойти. Соответственно, и баллы ученики получали разные. Теперь же четко известны произведения, которые попадутся на экзамене, а приводить примеры в заданиях, которые этого требуют, мы можем из классики. Список книг стал короче, но необходимость иметь широкий литературный кругозор тем, кто решил сдавать этот ЕГЭ, не отпала.

Максим Пратусевич, директор Президентского физико-математического лицея № 239, Санкт-Петербург:

- Мои литераторы по данному поводу не очень переживают. ЕГЭ по литературе не является обязательным для поступления в вузы, поэтому по всей стране его сдают не так уж и много выпускников. Что касается новых материалов, то из них все-таки следует, что произведения Пушкина и Лермонтова знать надо и использовать придется.