С сентября в районе начнётся ежегодное социально-психологическое тестирование школьников
Социально-психологическое тестирование нацелено предупредить интерес школьника к запрещённым веществам. Факторы угроз и защиты Социально-психологическое тестирование (СПТ) проводится согласно Федеральному закону от 7 июня 2013 года № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ». Методика СПТ основана на представлении о непрерывности и единовременности совместного воздействия на ребенка «факторов риска» и «факторов защиты». Если «факторы риска» начинают преобладать над «факторами защиты» – ребёнку необходимо оказать психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку и предотвратить таким образом вовлечение в негативные проявления, в том числе наркопотребление. «Факторы риска» – социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение (наркопотребление): – подверженность негативному влиянию группы; – подверженность влиянию асоциальных установок социума; – склонность к рискованным поступкам; – склонность к совершению необдуманных поступков; – трудность переживания жизненных неудач. «Факторы защиты» – обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию «факторов риска». Методика оценивает такие параметры как: – благополучие взаимоотношений с социальным окружением; – активность жизненной позиции, социальная активность; – умение говорить «Нет» сомнительным предложениям; – психологическую устойчивость и уверенность в своих силах в трудных жизненных ситуациях. Прогноз для будущего Тест проходят ученики от 13 лет (с 7 класса). Тестирование подростков до 15 лет проводится с письменного согласия одного из родителей (законного представителя), те, кто старше, в соответствии с законом, дают согласие самостоятельно. Каждому тестируемому присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. В методике используется трёхступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты учащихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально. Все результаты и выводы, получаемые с помощью методики, формируются на основе научных подходов и подтверждаются статистическими методами обработки данных. Методика не используется для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости. Она выявляет социально-психологические предпосылки, которые в определенных обстоятельствах могут спровоцировать желание попробовать наркотик. Заключение о наркотической или иной зависимости может дать только врач-нарколог после проведения профилактического медицинского осмотра, включающего забор и анализ биологического материала с использованием химико-токсикологического исследования. Полученные результаты носят прогностический характер. Заключение по итогам СПТ содержит оценку о «повышенной» или «незначительной вероятности вовлечения» в наркопотребление. При желании можно обратиться к педагогу-психологу за более подробными результатами и разъяснениями. Цифра. 2127 учеников участвовали в социально-психологическом тестированим в 2022/23 учебном году. Цифра. 58 учащихся прошли медобследование по итогам тестирования в 2022/23 учебном году. Фактов употребления наркотических веществ не выявлено. Прямая речь. Кристина Андреева, главный специалист управления образования: – Методика СПТ выявляет уровень рискогенности условий, в которых формируется обучающийся. Дети с высоким уровнем рискогенности условий испытывают затруднения в сложившихся социально-психологических условиях. Длительно существующие затруднения могут вызвать депрессивные состояния и ощущение безвыходности ситуации, происходит провоцирование формирования зависимости. Вероятность у этих детей быть вовлеченными в наркопотребление выше, чем у всех остальных. Помощь детям в преодолении влияния рискогенных условий осуществляется при помощи формирования профилактической среды для всех обучающихся и дополнительной адресной помощи детям (консультативная помощь, психокоррекционная работа).