Войти в почту

Сусанин, Чехов и Лагутенко: на каких еще примерах хотят воспитывать молодежь

В рамках нового предмета расскажут об истории России и о том, какие вызовы сегодня стоят перед страной. Курс предназначен для студентов первых курсов бакалавриата и специалитета, изучающих как гуманитарные, так и технические дисциплины. О чем именно нужно рассказывать на занятиях, уже расписали в Минобрнауки. Концепция соответствующего учебного модуля опубликована на сайте Федеральных государственных образовательных стандартов. Готовы ли к введению нового предмета институты и университеты, выяснила «Парламентская газета».

Сусанин, Чехов и Лагутенко: на каких еще примерах хотят воспитывать молодежь
© Парламентская газета

Сформировать личность за 72 часа

Как отмечается в пояснении к документу, новый модуль подготовили во исполнение поручения президента от 29 января 2023 года.

Главная цель — «формирование у обучающихся системы знаний, навыков и компетенций, а также ценностей, правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формированием духовно-нравственного и культурного фундамента личности», отмечается в документе.

При этом, как отметила зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская, задача курса состоит не в создании новой идеологии, а в формировании модели системы мировоззрения, где Российское государство воспринимается как неотъемлемая часть цивилизации.

Достигнуть этого планируют за 72 академических часа, все занятия собираются уместить в первом семестре первого курса. За это время студенты должны изучить материалы пяти разделов. Например, в разделе «Что такое Россия» расскажут о «беспрецедентной территориальной протяженности страны» — 17 миллионов квадратных километров, «исключительном природном богатстве» — первое место по запасам алмазов, асбеста и природного газа, федеративном и этнонациональном разнообразии — более 190 народов, использующих порядка 300 языков и диалектов.

В других разделах расскажут об особенностях цивилизационного развития России; ключевых мировоззренческих позициях и понятиях, связанных с российской идентичностью; основах конституционного строя страны и трех российских президентах; а также о суверенитете страны и его месте в сценариях перспективного развития мира.

Кто такой Дмитрий Марков

Иллюстрировать все рассказы о прошлом и настоящем России рекомендовано примерами из жизни выдающихся «героев истории». Выбирать такие персоналии советуют с учетом «региональных срезов».

«К примеру, в Дагестане в список героев могут быть добавлены: род Тарковских, Амир Амаев, Расул Гамзатов, Магомед Нурбагандов, а в Приморском крае — Юрий Скоков, Игорь Тамм, Владимир Баньковский, семья Лагутенко (о какой именно семье идет речь, не уточняется. — Прим. ред.)», — следует из методрекомендаций.

Кроме того, отмечается важность знакомства студентов не только «с героями общероссийского прошлого, но и с выдающимися деятелями локального настоящего». В этом списке встречаются имена широко не известные, из-за чего у педагогов могут возникнуть проблемы с трактовкой методички.

Например, рекомендуемый для изучения Дмитрий Марков может оказаться и советским авиаконструктором, и литературоведом и славистом, и даже скандальным фотографом — участником несанкционированных акций.

Впрочем, скорее всего, можно предположить, что речь все же идет о живописце Дмитрии Маркове, авторе серии картин по сюжетам русской мифологии, поскольку его изучение рекомендовано в рамках знакомства с деятелями культуры и искусства, наряду с Довлатовым и Крамским.

Педагоги есть, учебников нет

Подготовку к введению в институтах и университетах «Основ российской государственности» начали еще в апреле. «К разработке курса привлекли более двух тысяч преподавателей социально-гуманитарных дисциплин. Около 30 вузов готовили специалистов по этому курсу через дополнительное профессиональное образование», — рассказала Людмила Скаковская.

Ранее ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Александр Безбородов сообщал, что в мае—июне только на базе РГГУ повышение квалификации прошли преподаватели десятков вузов. При этом он отметил, что учебные пособия для «Основ» пока не готовы: «Учебники только готовятся. В окончательном виде мы, наверное, их в ближайшее время не увидим. Есть данные, что они активно пишутся», — цитирует Безбородова «Коммерсант».

Впрочем, по мнению зампреда Комитета Госдумы по экономической политике профессора Высшей школы экономики Станислава Наумова, отсутствие учебников по предмету — это не проблема: «С моими магистрантами уже четвертый год подряд в рамках встреч в сентябре-октябре я провожу такие занятия».

При этом важно сохранять на таких лекциях академическую нейтральность, считает парламентарий. «Могут быть разные мнения. Должны быть разные точки зрения. Несогласие студента с позицией преподавателя не должно быть основанием для снижения оценки. Но если с чем-то не согласен — доказывай свою позицию аргументированно и объективно. Это и в жизни поможет проявлять характер в непростой ситуации», — сказал Наумов «Парламентской газете».

Воркшопы и «печа-куча»

Внедрение нового модуля «Основы российской государственности» на этой неделе обсуждают и в Пятигорске, где собрались более 100 преподавателей из 76 российских вузов, во встрече также принимает участие министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Как отметил Фальков, важнейшая задача, которая сегодня стоит перед вузовским сообществом, — это формирование ценностного каркаса и мировоззрения студентов независимо от специальности: «Мы исходим из того, что университет решает две задачи. Он дает профессиональное знание, готовит к профессии, а также университет воспитывает».

«Что касается воспитания, в этом направлении самое основное — прямой диалог со студентом. Они ценят умение давать прямые ответы на возникающие у них вопросы. Модуль «Основы российской государственности» — это как раз попытка дать студентам целостное представление о том, что происходит и куда мы двигаемся», — цитирует Фалькова официальный сайт Министерства науки и высшего образования.

Диалог со студентами планируют обеспечить за счет применения самых разных форм работы, следует из методрекомендаций. Это публичные дискуссии, прикладные мастерские (воркшопы), работа с кейсами (кейс-стади), «печа-куча» (от японского — вечеринка с докладами и презентациями. — Прим. ред.), а также квесты, квизы, «мозговой штурм», иммерсивные представления, перформансы и так далее.