Войти в почту

Читатели "Родины" получили возможность первыми перелистать страницы нового учебника истории

Идея создать единый учебник истории для средней школы, о которой долго говорили и писали, c 1 сентября 2023 г. начнет реализовываться в учебной практике. К 2023/2024 учебному году выйдут из печати единые учебники по российской и всеобщей истории для 10-го и 11-го классов. Через год, к 2024/2025 учебному году, этот процесс должен завершиться появлением единых учебных книг для классов с 5-го по 9-й. У читателей "Родины" есть возможность познакомиться с тем, что изменилось в новом учебнике истории России для выпускного класса, охватывающем важнейший период отечественного прошлого после Победы в Великой Отечественной войне до настоящего времени1.

Читатели "Родины" получили возможность первыми перелистать страницы нового учебника истории
© Российская Газета

450 страниц истории

В советское время, начиная с 1940 г.2, учебные книги в течение полувека были единственными, а многие стабильно переиздавались. Один из таких долгоиграющих учебников попал в телефильм полувековой давности "Большая перемена". Его герой, незабвенный Нестор Петрович, преподавал по учебнику новой истории для 9-го класса под редакцией академика В.М. Хвостова, печатавшемуся в неизменном виде несколько десятков лет.

С распадом Советского Союза учебников стало множество, а качество их очень часто вызывало закономерные вопросы у учителей и родителей школьников, не говоря уже о профессиональных историках. Попытки исправить положение были, и не раз, но с неутешительным итогом. До сих пор в школах имеют бытование несколько "линеек" учебников истории от различных авторов и издательств. Помощник президента России, председатель Российского военно-исторического общества, один из авторов новых учебных книг Владимир Мединский так оценил нынешнюю ситуацию: "Многообразие учебников - это великая ложь нашего времени, как говорил Константин Победоносцев. Якобы это приведет к какой-то конкуренции. Этим оправдывались коммерческие интересы, помноженные на невнимание к содержанию"3.

Обложка нового учебника.

Теперь внимание к содержанию приоритетно, и внимание это вынесено на государственный и гражданственный уровень. В заключении к новому учебнику истории России для 11-го класса находим высказывание министра народного просвещения Сергея Семеновича Уварова: "В народном образовании преподавание истории есть дело государственное. История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои"4. Учебная книга, над которой напряженно трудилась большая группа авторов, экспертов и методистов, среди которых академики РАН Александр Чубарьян и Анатолий Торкунов, сохраняет лучшее из трех ныне существующих "линеек". При этом "старый текст меняется примерно на 50-70%", а новации осознанно касаются личностной, биографической информации, а также истории повседневности.

Новый учебник не только велик по размерам, в нем 448 страниц. По словам В.Р. Мединского, "мы делаем очень плотный макет, там гораздо больше информации на страницу текста, чем было раньше"5. Изложение комплексное: тексты параграфов дополняются множеством иллюстраций и объяснениями к ним, текстами источников, разнообразными вопросами и заданиями. Обилие информации и ее интерпретаций должно помочь современным старшеклассникам разобраться в непростых реалиях послевоенной истории СССР и первых десятилетий исторического пути современной России.

"Революция благосостояния"

Прежде послевоенную советскую историю часто изображали в строго негативном ключе с некоторым исключением в виде прославления горбачевской перестройки. "Сталинизм" с легкостью переходил в хрущевский "волюнтаризм", а тот - в брежневский "застой". Не отрицая и не скрывая в тексте серьезных недостатков советского проекта, авторы единого учебника склонны выделять в эпохе после 1945 г. главное. Уже во введении к книге оно выглядит так: "Поступательное развитие экономики в сочетании с достижениями науки и техники в 1950-е - 1970-е гг. сделали нашу страну одной из двух самых влиятельных держав в мире. Советский Союз достиг невиданных высот: открыл человечеству дорогу в космос, добился впечатляющих достижений в развитии науки, медицины и образования"6.

"Советский Союз открыл человечеству дорогу в космос".

Изложение I главы учебника, охватывающей период до конца 1991 г., построено с учетом серьезного внимания, которое современная российская историческая наука посвящает истории повседневности. Ей адресованы специальные параграфы, для хрущевской эпохи вводится и специальное понятие "революция благосостояния"7, которое иллюстрируется наиболее яркими примерами. Авторы не лакируют тогдашнюю действительность, учебник упоминает и о товарном дефиците, и о событиях в Новочеркасске в июне 1962 г. Но при этом подчеркиваются важнейшие позитивные перемены в советском обществе, ощущавшиеся и на бытовом уровне: рост зарплат, пенсионное обеспечение, массовое строительство бесплатного жилья, изменение структуры питания, широкие возможности заниматься туризмом и спортом.

Привязанная к иллюстрациям дополнительная информация раскрывает старшеклассникам важные штрихи ушедшей в прошлое повседневности. Вот как это выглядит в рассказе о постепенном появлении в быту важнейшего электроприбора: "Массовым производство холодильников стало в 1950-е - 1960-е гг. Производством занимались тракторные и автомобильные заводы. В 1951 г. первую партию знаменитых холодильников "Москва" выпустил "ЗИС" (позднее "ЗИЛ"), в 1961 г. начал работать Смоленский завод холодильников, в 1962 г. 1-й холодильник "Минск-1" выпустил Минский завод. Первое время холодильники считались предметом роскоши, однако, по данным статистики, обеспеченность ими (на 100 семей) возросла с 4 в 1960 г. до 92 в 1988 г."8.

Одновременно авторы доходчиво объясняют и причины недовольства советских граждан собственным бытом, несмотря на очевидно позитивные в нем перемены: "...обеспечение высококачественными и "модными" товарами повседневного спроса отставало от растущих запросов населения. Достигнутый в городах уровень бытового комфорта все равно отличался от жизни "простых людей" в развитых странах Запада, вернее, от того образа, который создавался иностранным кино и рекламными журналами. Нелестные для бытовой стороны "развитого социализма" выводы провоцировали социальную апатию"9.

Экономическая катастрофа

Последствия социальной апатии, зримо проявившиеся уже вскоре, изложены в учебнике местами достаточно жестко. Вместо прежних славословий переменам второй половины 1980-х гг. авторы делают четкий акцент на том, что "политика перестройки, начатая Горбачевым, отличалась непоследовательностью и в итоге привела к распаду СССР"10. Предметно объясняется, почему так случилось. "Архитектор перестройки" не располагал "никаким четким планом действий", к тому же Михаил Сергеевич "плохо ориентировался в проблемах промышленности, армии, ВПК, слабо разбирался в вопросах внешней политики. Он никогда не работал на производстве: не руководил стройкой, не был директором крупного завода. Не было у него и опыта министерской работы"11.

Эпоха М.С. Горбачева в новом учебнике характеризуется как "путь к геополитической катастрофе". Фото: РИА Новости

В итоге даже массовая поддержка населением курса нового руководства страны и невиданная ранее открытость власти в реальности обернулись тем, что уже "первый этап преобразований М. Горбачева, несмотря на высокий кредит доверия населения, отличался непродуманностью и непоследовательностью"12. Реальная же перестройка, начало которой авторы справедливо относят к лету 1987 г., оказалась кратким и скорбным путем к крупнейшей геополитической катастрофе ХХ в. (это мнение В.В. Путина о "крушении Советского Союза" вынесено цитатой в самом начале главы I13).

Общий вывод об итогах горбачевских преобразований строг и суров: "Ни одна из реформ, начатых за годы перестройки, не дала положительных результатов. Непоследовательность действий власти вызвала дезорганизацию производства, нарушила систему распределения и на практике обернулась экономической катастрофой. Экономический кризис превратился в определяющий фактор политической жизни страны"14.

Такой материал проще усвоить, чем обычный текст.

В учебнике ясно излагаются причины появления по ходу перестройки антисоветских и антигосударственных проектов: "На фоне серьезного снижения жизненного уровня и нараставших бытовых трудностей общественное сознание постепенно сдвигалось в сторону отрицания социалистического выбора и советской системы. При этом внятных альтернатив обществу не предлагалось: внушалась мысль, что достаточно демонтировать "тоталитарный" СССР, как все само собой наладится. Подобные настроения в значительной степени были похожи на те, которые господствовали в российском образованном обществе накануне Февральской революции 1917 г."15.

Контузия реформами

Честно и зряче анализируются и другие основные факторы распада СССР. Очень важен вывод о том, что причины кризиса в национальной политике заключались в губительном курсе союзного центра: "Одним из важнейших направлений начатой Горбачевым демократизации политической системы стало создание массовых организаций "в поддержку перестройки", в союзных республиках они получали наименование "народных фронтов". Как правило, руководящая роль оказывалась у представителей националистических и сепаратистских организаций"16. И прогремевшая на весь мир внешняя политика в духе "нового мышления" имела "катастрофические последствия для геополитического положения СССР. Произошло резкое ослабление влияния нашей страны, утрата позиций, приобретенных СССР по итогам Второй мировой войны"17.

Урок истории накануне Дня Победы в школе N213. Волгоград. Фото: РИА Новости

Заданную рассказом о перестройке линию органично продолжают первые параграфы главы II "Российская Федерация в 1992 - начале 2020-х гг.", повествующие о сложнейшей ситуации в стране в 1990-х гг. Кое-где сохранившиеся в прежних учебниках умилительные интонации в отношении реформ ельцинского времени здесь не просто отсутствуют напрочь. Внятно и доходчиво объясняется и специфика создавшегося положения, и отрицательная динамика нахлынувших на Россию перемен.

В начале 1990-х гг. они еще вызывали к себе доверие: "...большинство граждан России, несмотря на резкое падение уровня жизни, поначалу поддерживали курс на преобразования. Общество верило обещаниям "реформаторов", что они не допустят всеобщей нищеты, а период трудностей продлится недолго"18. К концу десятилетия градус общественных настроений кардинально изменился: "По мере ухудшения экономической ситуации, особенно после кризиса 1998 г., большинство населения страны стало скептически относиться к либеральным идеям, которые ассоциировались со снижением жизненного уровня, утратой геополитических позиций нашей страны"19.

Достижения СССР сопоставляются с мировыми.

В учебнике подробно и предметно доказывается, как и почему менялись настроения широких слоев российских граждан. "Распад великой страны, резкое социальное расслоение, отсутствие общественного идеала стало тяжелым испытанием для людей. "Открытие Запада" сопровождалось хлынувшим в страну потоком низкопробных культурных подделок, общим падением нравов и ростом преступности. Затраты на научные исследования уменьшились почти в 15 раз. Многие научные институты прекратили свое существование. Количество занятых в научной сфере сократилось в 2 раза, в том числе за счет выезда квалифицированных специалистов за рубеж. Многие ученые вынужденно уходили в торговлю, сферу услуг и другие сферы"20.

Раздел "Идеология и культура".

Крым, пандемия, СВО

К изложению российской истории в XXI в. авторы подходят особо тщательно, стараясь осветить и совсем недавние события, состоявшиеся уже на глазах у нынешних старшеклассников, не исключая, к примеру, только недавно закончившейся пандемии коронавируса. Нашли объективное отражение в книге и возвращение Крыма в родную гавань в 2014 г., и другие значимые процессы, обусловившие расширение территории страны. Уже во введении к учебнику отмечается: "Важнейшим событием Новейшей истории стало вхождение, а вернее, возвращение наших исторических земель в состав Федерации. Нет никаких сомнений, что брошенный Западом вызов сделает нашу страну крепче, а многонациональный российский народ - еще более сплоченным"21.

Есть в новой книге и отдельный большой параграф под номером 37 о России сегодня и Специальной военной операции. В нем отражены и предыстория СВО, и причины возрождения нацизма на Украине, и трагическая ситуация Донбасса начиная с 2014 г. События СВО, начиная с 24 февраля 2022 г., излагаются по-особому, предельно доходчиво и с учетом того, что они активно продолжаются. В конце параграфа есть особый пункт "Россия - страна героев", где упомянуты подвиги восемнадцати особо отличившихся бойцов и командиров. Приведем один из таких рассказов о героях:

"Александр Жихарев всегда был лучшим. Одним из лучших учеников в школе. Лучшим курсантом Рязанского училища ВДВ. Лучшим по спецдисциплинам. Лучшим в иностранных языках (английский, немецкий, арабский). Лучшим по спорту: парашютист-инструктор (150 прыжков), водолаз, мастер спорта по рукопашному бою. Лучшим на привале: писал стихи и песни. После училища он стал командиром лучшего взвода в элитной Псковской бригаде спецназа. И погиб как лучший из героев: в первые же дни СВО в отчаянном бою с превосходящими силами врага его взвод выдержал 10 часов непрерывного штурма и не отступил. Герой России (посмертно)"22.

Итак, первый опыт создания единых учебников истории в XXI в. обрел реальные очертания. Теперь оценить новые издания предстоит школьникам и их педагогам. Учебная книга для 11-го класса будет постоянно дорабатываться, дополняясь важнейшими событиями текущего момента. Многое ведь еще впереди. По словам Владимира Мединского, "День Победы в СВО мы обозначим, не сомневайтесь"23.

1. Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 11-й класс. 1945 год - начало XXI века. Базовый уровень. М., 2023.2. См. подробнее: Историю - в школу: создание первых советских учебников // Вестник Архива Президента Российской Федерации. М., 2008.3. Иванов А. Владимир Мединский: День Победы в СВО в новом учебнике истории обозначим, не сомневайтесь // https://www.kp.ru/online/news/5319919/ 2023. 17 июня.4. Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 11-й класс. С. 437.5. Иванов А. Владимир Мединский: День Победы в СВО в новом учебнике истории обозначим, не сомневайтесь // https://www.kp.ru/online/news/5319919/ 2023. 17 июня.6. Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 11-й класс. С. 3.7. Там же. С. 110.8. Там же. С. 150.9. Там же. С. 150-151.10. Там же. С. 207.11. Там же. С. 208.12. Там же. С. 214-215.13. Там же. С. 5.14. Там же. С. 221.15. Там же. С. 231.16. Там же. С. 253.17. Там же. С. 244.18. Там же. С. 279.19. Там же. С. 298.20. Там же. С. 349.21. Там же. С. 4.22. Там же. С. 411.23. Иванов А. Владимир Мединский: День Победы в СВО в новом учебнике истории обозначим, не сомневайтесь // https://www.kp.ru/online/news/5319919/ 2023. 17 июня.