Войти в почту

Министр просвещения Сергей Уваров: "Преподавание истории есть дело государственное"

1 сентября 2023 года во всех выпускных классах Российской Федерации школьники 11 класса начнут изучать историю России по новому единому учебнику - "Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 11 класс. 1945 год - начало XXI века. Базовый уровень".

Министр просвещения Сергей Уваров: "Преподавание истории есть дело государственное"
© Российская Газета

Тем самым на государственном уровне будет покончено с многообразием учебников, наблюдавшимся в последние десятилетия. И этот неоспоримый факт становится важной вехой в истории государства Российского, что подчеркнуто в заключении к учебнику, где процитирован граф Сергей Семенович Уваров (1786 - 1855), министр народного просвещения Российской империи времен Николая I: "В народном образовании преподавание истории есть дело государственное".

Но где и когда впервые прозвучала эта фраза?

Брошюра на века

В 1813 году, когда Русская армия, отстоявшая независимость Отечества, приступила к освобождению Европы, в Санкт-Петербурге сразу на двух языках, русском и французском (языке образованного общества просвещенной Европы), вышла в свет небольшая брошюра с красноречивым названием "О преподавании истории относительно к народному воспитанию". Ее написал Сергей Семенович Уваров - в то время 27-летний попечитель Санкт-Петербургского учебного округа. (Блистательный портрет молодого Уварова, выполненный кистью Ореста Кипренского, ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее).

О. Кипренский. Портрет графа Сергея Семеновича Уварова. 1815 год.

Только что начался Заграничный поход, в сознании россиян еще свежа память о Бородинской битве и пожаре Москвы, а до низвержения Наполеона и взятия Парижа остается более года. И в этот момент один из самых образованных людей золотого века русской культуры и человек круга историографа Карамзина решает довести до сведения сограждан свои сокровенные мысли. Его дед в чине генерала погиб в годы Семилетней войны. Отец, флигель-адъютант Екатерины II, пал на поле чести во время войны со Швецией. А их внук и сын не ведет информационную войну с неприятелем на актуальную тему "Мороз ли истребил французскую армию в 1812 году?", как это впоследствии сделает его знаменитый современник генерал-лейтенант Денис Давыдов. Не публикует актуальную журнальную корреспонденцию "О кавалерийских резервах", как корнет Александр Грибоедов, которому еще предстоит стать знаменитым.

Нет, Уваров, в чьем непосредственном ведении находится весь столичный образовательный процесс - от народных училищ и гимназий до университетов, - задается вопросом, как следует преподавать историю юношеству. И молодой попечитель, занявший важный государственный пост в возрасте всего-навсего 24 лет, в 1813 году прозорливо и четко формулирует мысли, сохранившие свою актуальность в 2023-м.

Пагубная метода зубрежки

Уваров прекрасно осознает, к каким печальным последствиям может привести неверное истолкование прошлого, и, не призывая наказывать заблуждающихся преподавателей, настаивает на том, чтобы государство взяло процесс преподавания под свой контроль.

"Если в тишине кабинета ученый иногда заблуждается в исследовании исторических истин, то на кафедре сие исследование становится стократ затруднительнее, с тою разницею, что на кафедре заблуждение увлекает не одного его, но и учащихся. В народном воспитании преподавание истории есть дело государственное".

Попечитель осведомлен о том, что настойчивое стремление преподавателей сводить изучение истории к зазубриванию дат рождает у учащихся сильную неприязнь к этому важному с государственной точки зрения предмету.

"Нельзя не упомянуть здесь о необходимости искоренить вообще из наших училищ пагубную методу, в оных доныне употребляемую, методу, единственно на памяти учащихся основанную, которая не только не развивается, но даже убивает их способности".

Переломить неблагоприятную ситуацию поможет хороший учебник, ярко и увлекательно написанный, и власть не должна жалеть денег на это благое дело.

"Правительство могло бы обещать большое награждение тому, кто напишет лучший исторический компендиум или руководство для народных училищ; таковой книги у нас еще нет".

В.Р. Мединский, А.В. Торкунов. История России для 10-го и 11-го классов. 2023 год.

Сила национального характера

Уваров особо отмечает, что именно преподаватель истории формирует у учащихся их национальный характер, с которым неразрывно связана гордость за свою страну и ее героическое прошлое. Это особенно актуально сейчас, когда Русская армия ведет войну против сильнейшей армии мира, а удивленная Европа наблюдает "народный дух и тот изящный характер, на который ныне Европа смотрит, как изнеможенный старец на бодрость и силу цветущего юноши. Сие правило должно особенно быть чтимо преподающим историю. Он в сем отношении делается прямо орудием правительства и исполнителем его высоких намерений".

Изложив эти краеугольные положения, попечитель учебного округа делает итоговый вывод, по сию пору сохраняющий злободневность:

"История, на таком основании преподаваемая, образует граждан умеющих чтить обязанности и права свои, судей, знающих цену правосудия, воинов умирающих за Отечество, опытных вельмож, добрых и твердых царей".

В течение шестнадцати лет граф Уваров занимал пост министра, образовав "людей сороковых годов", подготовивших и осуществивших Великие реформы.

Кого образует новый учебник истории? Вопрос остается открытым.

1. Уваров С.С. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010. С. 204, 205, 206, 212.