Войти в почту

Участники ИННОПРОМ обсудили перспективы сотрудничества университетов и корпораций

Механизмы взаимодействия университетов и компаний реального сектора обсудили участники панельной дискуссии, прошедшей на выставке ИННОПРОМ. Должны ли вузы заниматься научно-исследовательскими и конструкторскими работами по заказам бизнеса, или их задача - только готовить для него кадры? Что требуется от обеих сторон партнерства для того, чтобы оно было по-настоящему эффективным? - ответы на эти вопросы искали промышленники, представители сферы образования, институтов развития, власти.

Участники ИННОПРОМ обсудили перспективы сотрудничества университетов и корпораций
© Российская Газета

Так, замминистра науки и высшего образования РФ Дарья Кирьянова убеждена: лучший формат сотрудничества между корпорациями и вузами - не контракты на НИОКР, а технологические стартапы. Первый вариант проще и понятнее, но вуз в этом случае выступает лишь исполнителем. Во втором случае создаются условия для равноправного партнерства.

У бизнеса несколько иное видение. Компании будут участвовать лишь в том, что им выгодно, считает гендиректор Корпорации развития Среднего Урала . По его мнению, главная задача вуза неизменна - готовить высококлассных специалистов. Но уровень их подготовки будет выше, если студенты еще во время обучения включатся в научные исследования, решение реальных производственных задач. Сегодня это обеспечивают лидеры - такие как Уральский федеральный университет.

На подготовку именно таких штучных специалистов - инженеров-исследователей, проектировщиков, конструкторов - нацелен федеральный проект "Передовые инженерные школы", который реализуют в УрФУ: в новом учебном году обучение в этом формате здесь начнут около 200 студентов. Помимо этого в рамках нацпроекта "Наука и университеты" в вузе создаются инжиниринговые центры и другие исследовательские структуры, по инициативе УрФУ в регионе образован и развивается Уральский межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня и т. д.

- Все эти проекты реализуются в тесной связке с индустриальными партнерами: мы находимся в промышленном регионе, а потому не можем существовать без промышленности, а она - без нас, - говорит ректор УрФУ . - Например, в проекте "Передовые инженерные школы" очевидна прямая заинтересованность предприятий: если государство максимально дает на такую школу миллиард рублей, то бизнес-партнеры выделили вдвое больше. А таких партнеров у нас восемь: Группа Синара, , Уральский турбинный завод и другие.

Передовая инженерная школа УрФУ, в частности, занимается внедрением методов цифрового производства в машиностроении, металлургии. И предприятия охотно идут на сотрудничество с ней: участвуют в образовательном процессе, организуют практику, дают студентам проектные задания и сопровождают команды, которые создаются для решения их задач.

Так, активно сотрудничает с крупнейшим вузом страны ЕВРАЗ, в частности, ведет совместные программы в Нижнем Тагиле. Как рассказала директор по корпоративному обучению Дарья Мусалова, современным студентам уже неинтересно даже на младших курсах получать некие общие знания - они хотят изучать и делать что-то реальное, применимое на конкретном предприятии. Поэтому связка производства и высшей школы необходима.

- Для тех вузов, у которых есть соответствующие компетенции, время сейчас самое подходящее: раньше крупные корпорации предпочитали приобретать технологии на Западе, теперь этого нет. Отраслевая наука перестала существовать, остаются сильные университеты. Для нас это время возможностей, и мы ими активно пользуемся. И видим, что у предприятий появился серьезный спрос на наши услуги, - резюмирует Виктор Кокшаров.