Войти в почту

Третьяковка стала местом силы: покоренный Врубелем и Репиным иракский художник приехал в Москву и остался здесь жить

Иракский художник Хуссейн Аль-Джаман с 10 лет выставляется на своей исторической родине и в других странах, расписывает матрешек для короля Бахрейна, но жить и творить предпочитает в Москве.

Третьяковка стала местом силы: покоренный Врубелем и Репиным иракский художник приехал в Москву и остался здесь жить
© Вечерняя Москва

— Хуссейн, когда у вас начал проявляться интерес к творчеству?

— Лет в пять-шесть. В это время я часто посещал Национальный музей в Багдаде. Особенно меня завораживало искусство Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии, руины древних городов, которые располагались на территории современного Ирака. Под впечатлением я и сам начал писать. Когда мне было 10 лет, состоялась моя первая персональная выставка. Успех убедил меня, что я должен двигаться в этом направлении дальше. Родители с пониманием отнеслись к моему выбору, хотя поначалу они все же надеялись, что я стану врачом.

— Вы с юных лет проявляли интерес к России. Что повлияло на это?

— Россией я заинтересовался в школе. В то время между Ираком и Советским Союзом были налажены многосторонние связи, в том числе в сфере культуры, науки и образования. Иракское телевидение транслировало советские фильмы и мультфильмы, к примеру, мне очень нравились «Ну, погоди!», «Д’Артаньян и три мушкетера». В это время активно работал советский культурный центр в Багдаде, который содействовал укреплению иракско-советских отношений. Причем в нашей школе и в университете преподавали русский язык.

На художественно-графическом факультете Багдадского университета преподавали несколько советских профессоров, которые привили нам любовь и уважение к русской школе живописи. Именно тогда я по-настоящему заинтересовался культурой России: ее искусством, литературой и музыкой. А когда я стажировался в Париже, после окончания университета, французы посоветовали мне отправиться в Россию для дальнейшего обучения классической живописи.

Художник Юрий Купер: Мне важно созерцать и доходить до сути вещей

— Какие впечатления сложились о нашей стране, когда вы стали в ней жить?

— Это страна с великим прошлым, настоящим и будущим, великой историей и культурой. Здесь очень много добрых и отзывчивых людей. Очень развиты традиции гостеприимства, а также семейные ценности, что роднит россиян с народами Ближнего Востока. Многие арабские, в том числе иракские, видные ученые, писатели, художники, журналисты, дипломаты, врачи и инженеры окончили советские и российские вузы, знают русский язык, с теплом и благодарностью вспоминают Россию. За 20 лет жизни здесь страна стала моим домом, и уже много лет я являюсь ее гражданином.

— В 2008 году вы выполнили особый заказ для короля Бахрейна Хамада бен Халифы...

— Этот заказ поступил от Министерства иностранных дел Бахрейна и его посольства в Москве, так как мое творчество известно в арабских странах. Мне необходимо было написать шесть медальонов с изображением его величества Хамада ибн Исы Аль Халифы на матрешках. Это были фактически парадные портреты в миниатюре, окруженные орнаментальными композициями. Так, одна из матрешек была расписана под хохлому, другая — цветочным орнаментом, напоминающим узоры на павловопосадских платках, третью покрывали арабески.

— Правда, что вас награждали несколько королей?

— Да, и для меня было огромной честью получить награды от монархов Марокко, Иордании и Бахрейна. В Марокко я участвовал в конкурсе Министерства культуры Ирака, где занял 2-е место. Когда я жил в Ираке, то сотрудничал с ЮНЕСКО. От этой организации участвовал в различных выставках и образовательных проектах. В частности, я преподавал живопись и чеканку в разных арабских странах, включая Иорданию. За участие в выставках, а также преподавательскую деятельность я был награжден ЮНЕСКО.

— Какие у вас любимые места в Москве?

— Пожалуй, мое самое любимое место в Москве — Третьяковская галерея. Я посещал ее множество раз. Особенно я люблю работы Репина и Врубеля. Мне очень нравится гулять в парке «Музеон». Я могу подолгу любоваться скульптурами, которые там находятся. Они навевают мне воспоминания о моей юности. Еще я люблю архитектурный ансамбль музея-заповедника «Царицыно», мне нравится там бывать.

— Но, живя в Москве, вы не забываете о национальных мотивах в своем творчестве?

— В Москве я живу уже около 20 лет, и за это время я написал немало работ в разных направлениях и стилях. В частности, «Портрет мамы», который неоднократно побеждал на международных выставках-конкурсах. Ряд моих работ, созданных здесь, посвящен традиционным арабским сюжетам — каллиграфии, арабским скакунам. А еще я пишу натюрморты и пейзажи, в том числе с натуры.

— У Ирака был затяжной конфликт и война с Америкой, сейчас США вводят санкции против России. Какие-то параллели могли бы провести?

— Это было очень страшное время для Ирака, который не восстановился до сих пор. В результате американского вторжения фактически началась гражданская война, последствия которой были крайне тяжелыми. Незадолго до Ирака пострадала и даже распалась Югославия. Я много раз бывал в Сербии, проводил выставки в Белграде, познакомился с местными жителями и их замечательной культурой.

Сейчас, в столь сложный и важный исторический период, народам, которые живут в России, необходимо консолидироваться вне зависимости от национальности и конфессиональной принадлежности, сплотиться вокруг общей идеи, которая должна заключаться в любви к своей Родине и государству. А, помимо этого, в заботе друг о друге, взаимопомощи и взаимопонимании, постоянном труде ради достижения общих целей и общего блага.

Нельзя допустить, чтобы внешние силы в лице Запада нанесли непоправимый урон стране и разрушили ее. Для этого российским гражданам нужно проявить волю и стойкость, быть единым целым. Отмечу, что деятельность посольств арабских государств в России направлена на укрепление русско-арабских отношений и сотрудничества.

ДОСЬЕ

Хуссейн Джумаа Мубарак Аль-Джаман Аль Садун родился 7 февраля 1968 года в Багдаде. В 1984 году поступил в Институт народного творчества в Багдаде и одновременно обучался на вокальном отделении в Высшей школе музыки и Высшей школе военных искусств. После их окончания он продолжил обучение в Академии изящных искусств Багдадского университета.

Начиная с 1999 года художник регулярно выставляется в Москве и других городах России, проводит в столице творческие встречи и мастер-классы по арабской каллиграфии, в том числе участвуя в проекте «Шатер Рамадана» на Поклонной горе. Является членом ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ.