Войти в почту

100-балльница Снежана Кириллова: "Я хочу быть полезной в своем родном крае"

- Когда вы почувствовали тягу к литературным знаниям, и кто в наибольшей степени повлиял на ваш выбор? - Своим успехом я обязана, прежде всего, родителям и, конечно же, педагогам. Все они очень хорошо выполняли свою работу - родительскую и педагогическую. Я проучилась в школе, расположенной неподалеку от дома, в течение всех 11 лет. Впервые войдя в кабинет русского языка и литературы, увидела на стене цитату философа-просветителя Дени Дидро: "Люди перестают мыслить, когда перестают читать". Эти слова отпечатались у меня на подкорке и переделали мой образ жизни. Это и привело меня к тому, что на ЕГЭ я смогла показать такой результат. - Кто входит в список ваших любимых писателей и поэтов? - Во вкусах я консервативна. Очень люблю Серебряный век и практически все направления русского модерна той эпохи: Цветаева, Маяковский, Есенин, Ахматова. Из поэтов Золотого века люблю Пушкина и Лермонтова, но больше предпочитаю их прозу. Пожалуй, самое любимое произведение у меня - "Герой нашего времени". Из более близких к нам по времени поэтов люблю Беллу Ахмадулину и Бориса Пастернака. Еще есть любимые авторы из книжного "подспуда" - так я это называю, - Виктория Токарева и Дина Рубина. Кто-то говорит, что это исключительно "женские" авторы, кто-то считает их беллетристикой. Я отношусь к ним очень серьезно – мудрые женщины, прожившие хорошую жизнь, поэтому им есть что рассказать. - Пробовали писать стихи? - Я начала писать еще в младшей школе. Тогда стихотворения были, как и полагается, из серии "лужайка, травка, солнышко". Мои нынешние стихи наполнены трепетом юношеского максимализма. Они более серьезные, но по ним видно, что это юношеская поэзия. Главные читатели - друзья и родные. Некоторые стихи я представляю на суд своему преподавателю русского и литературы. Клопова Елена Николаевна имеет педагогический стаж более двух десятков лет. Большую роль в моем становлении и развитии сыграла директор нашей школы Елена Анатольевна Шер. Прежде чем возглавить учебное заведение, она более 25 лет работала завучем. Направляла меня, а когда пришло время моего зачисления в 10-й класс, она поинтересовалась, готова ли я идти на красный аттестат. Я ответила, что на красный не обещаю, но на ЕГЭ, возможно, вас порадую. - Так и вышло? - Аттестат у меня синенький: четверки по обществознанию, экономике и праву. Зато в школе искусств целых два красных диплома. В этом году я закончила обучение по классу фортепиано, а в прошлом - по классу скрипки. Меня зовут в музыкальное училище, но я уже выбрала другую дорогу. - Трудно было на ЕГЭ по литературе, учитывая, что от вас изначально ждали высокого результата? - Я нисколько не волновалась. Спокойно ознакомилась с заданием и начала писать. ЕГЭ по литературе делится на две части. Первая - тестовые задания с кратким ответом. В пустое поле нужно внести слово либо комбинацию цифр. Здесь проверяется знание терминологии, фактического материала и персонажей, и, например, способность находить тропы и средства выразительности в лирике. Во второй части четыре задания с развернутым ответом, их называют мини-сочинения. Ну а вишенка на торте – крупное классическое сочинение по литературе на 250 и более слов. Первая часть экзамена далась легко. Задания были простые. К тому же я была на нескольких сменах в самарском региональном центре одаренных детей "Вега", мы там все это разбирали, и мне не составило труда вспомнить. В мини-сочинениях мне выпал отрывок из романа "Обломов" Ивана Гончарова. Нужно было ответить на вопрос, почему нельзя считать Обломова сатирическим персонажем. Я должна была проанализировать отрывок, выдвинуть аргументы, и, при помощи цитирования, доказать эту точку зрения. В финальном большом сочинении, спасибо составителям ЕГЭ, на выбор дается пять тем. Я выбрала тему по произведению Александра Грибоедова "Горе от ума" - "Молчалин и Чацкий - герои-антиподы". - Как вы оцениваете сложность ЕГЭ и уровень преподавания литературы в школе? - Столкнувшись лицом к лицу с ЕГЭ, которым меня пугали, про который я читала ужастики в соцсетях, я увидела, что он совсем не страшен. Если человек хоть как-то воспринимал школьную программу, он способен сдать этот экзамен, поэтому бояться ЕГЭ не стоит. Литературу ученики воспринимают как лайтовый устный предмет, к которому можно особо не готовиться. Уровень преподавания этого предмета в нашей школе достаточно высокий, но все зависит от желания ученика понимать, вникать, усваивать. Педагоги дают достаточно, но работа с литературой - это, прежде всего, работа с самим собой. Сиди и читай. На мой взгляд, сочинение должно быть одним из обязательных вступительных экзаменов, независимо от направления. Помимо умения изъясняться устно, человек должен уметь правильно излагать свои мысли в письменном виде. Сочинение показывает уровень интеллектуального развития человека. - Многие годы не утихают споры сторонников и противников ЕГЭ. Что вы думаете по этому поводу? - Считаю, что это нормальная система, альтернативы которой сейчас в России нет, но ее вырабатывают. Думаю, что не надо возвращаться к советской системе, когда абитуриент сдавал экзамен по билетам, при этом каждый вуз запрашивал особый перечень и сдавать нужно было непосредственно в вузе. Это долго и муторно. А ЕГЭ ты сдаешь в ближайшем пункте в своем городе - это удобно. Многие считают, что это лотерея, и я согласна с этим. Например, одному человеку может попасться небольшая пьеса, а другому монументальная эпопея - "Ревизора" легко осилить за один день, а "Войну и мир" прочтет далеко не каждый. Стоит сказать и о субъективности проверки результатов экзамена по литературе. Проверяющие могут по-разному оценить одну и ту же работу. Конечно, ЕГЭ имеет недостатки, но это хорошая система, если довести ее до ума. - Как вы относитесь к сжатым форматам подачи литературных произведений, сейчас они очень популярны у молодежи - передают общий смысл и не требуют много времени? Такие, как "Весь Достоевский за 10 минут". - Отношусь к этому нормально, когда речь идет, например, о биографии. Если человек интересуется биографией Пушкина и не хочет выглядеть профаном в беседе, то почему бы и нет? Конечно, всего Пушкина за 10 минут мы не изучим. Но пусть человек прочтет хотя бы краткую выдержку, чем не прочтет вообще ничего. - Куда планируете поступать? - Мой выбор предполагает несколько вариантов развития событий в области классического образования. Филфак, журналистика и телевидение - не запутаться бы в этих трех соснах. Поступать планирую в Самарский государственный университет. - Почему не Москва или Питер? - Мне нравится Самара и наш Жигулевск, где у меня много родных, с которыми я не хочу расставаться надолго. Знаю, что многие жигулевцы, получив образование в Самаре, вернулись в наш город и успешно работают на его благо. Я хочу быть полезной в своем родном крае, хочу успевать очень многое, учиться в вузе и вести активную общественную деятельность.

100-балльница Снежана Кириллова: "Я хочу быть полезной в своем родном крае"
© СОВА