Войти в почту

Филонить не получится. Как в IT-акселераторе ОмГУ учат студентов на реальных проектах

Рассказываем, где и как студенты-айтишники могут прокачать свои знания и навыки и даже устроиться на работу в одну из компаний города сразу после получения диплома. Вы снова читаете рубрику "Войти в IT". В одном из ранее опубликованных материалов рекрутёры из Gems development, которые помогают "Омск Здесь" вести наших читателей по миру программистов, упоминали об IT-акселераторе, работающем на базе ОмГУ, как о структуре, где студентам дают возможность применить знания, полученные на парах и заодно получить новые практические компетенции. Ребята работают над реальными проектами, которые впоследствии могут включить в портфолио и показать работодателю. О внутренней кухне IT-акселератора, о том, кто может в нём участвовать, что в итоге получают стороны процесса (студенты и компании) и как стать по-настоящему отличным айтишником, нам рассказал декан факультета цифровых технологий и кибербезопасности ОмГУ Александр Кабанов. Александр Кабанов - Александр Николаевич, акселератор - достаточно новая для омских вузов форма. Тем более в сфере IT. Как родилась идея его создания? - В вузах давно существуют стандартные формы практик по разным направлениям: производственные, учебные. Когда Сергей Владимирович (Замятин, ректор ОмГУ - прим. ред.) работал ещё в Томске проректором, то они там запускали похожий проект - Цифровая академия. Приехав сюда, он предложил нашему факультету запустить что-то подобное. Мы ухватились за эту идею, поговорили с нашими партнёрами - работодателями. К счастью, большинство компаний сразу поняли свою выгоду. Студентам идея тоже понравилась, и они влились в процесс. Это новый интересный формат для них. Так как замысел всем понравился, началась работа в этом направлении. Вот уже первый выпуск участников IT-акселератора прошёл, состоялась большая финальная конференция. Сейчас завершился набор студентов на второй учебный год. - Что в итоге сделали за первый год в IT-акселераторе и каковы планы на будущий год? - Итоги подвели как раз на этой конференции. Команды презентовали свои проекты, над которыми они работали целый учебный год по заданию компаний-партнёров. Какие итоги? Проекты от компаний полностью закрыты. По факту работодатель получил готовые продукты. Да, их есть куда ещё развивать, но студенты так и презентовали: мы выполнили вот это, но можно ещё доработать, например, так или так. К слову, в следующем году эти же команды, если они состояли не из выпускников, могут продолжить работу над своими же проектами. Работодателям очень понравился такой формат работы. Все они, кто был в первый год, изъявили желание работать дальше в рамках IT-акселератора. Некоторые компании планируют запустить ряд проектов для наших студентов. Какие-то проекты будут запущены параллельно на несколько команд. Они могут дополнить друг друга: например, у одной команды что-то не получится в каком-то моменте, а у другой выйдет именно то, что надо. В конечном результате заявитель получит хороший работающий проект. Количество проектов от компаний осталось прежним - 40. Если сюда добавить научно-исследовательские и образовательные проекты, то получится 60. - То есть участники занимаются не только непосредственно программированием? - Да, мы развиваем такую концепцию - помимо IT-акселератора, по такому же принципу у нас идут проекты, связанные с научно-исследовательской и образовательной деятельностью. У нас на факультете много направлений. В том числе есть те, в которых студенты могут попробовать себя в роли преподавателей в школах, в вузе или преподавателей допобразования для детей. Именно для них мы подготовили соответствующие проекты от школ, от заведений допобразования, от наших кафедр. Подготовили научные проекты и от некоторых компаний, например, ПАО "Омскнефтехимпроект", Омский филиал Института математики Сибирского отделения РАН. Они хоть и научно-исследовательские по своей сути, тем не менее непосредственно связаны с рабочими задачами. Есть задачи, связанные с компанией "Хуавей". Проект вроде как научно-исследовательский, но он реальный, работая над которым, студенты могут попробовать свои силы. - Для тех, кто не успел подать заявку в новый набор, расскажите подробнее, кто именно может участвовать? - В прошлом году мы принимали заявки от студентов, начиная со 2 курса. В этом году поставили ограничение - с 3 курса. На практике стало ясно, что второкурсникам в большей своей массе ещё пока не хватает компетенции для того, чтобы на должном уровне разрабатывать реальные проекты. Нет, есть, конечно, студенты, которые работают с 1 курса и ко второму они могут дать фору некоторым выпускникам, но не все такие. Поэтому мы приняли решение повсеместно набирать с 3 курса и выше, но оставили открытой возможность участия для младших курсов. Мы не запрещаем им - хотят, пусть участвуют. Когда студенты подают заявки, мы формируем пул, передаём их работодателям, они проводят собеседование и набирают команду под конкретный проект. Кого-то берут, кому-то отказывают - всё зависит от компетенций, которые есть у студентов. Но в основном это ребята с 3 по 5 курс. Из работодателей может быть любая компания - неважно. Даже если она не работает в IT-сфере, у неё могут быть IT-проекты, которые они хотят развивать. Форму заявки можно заполнить на странице IT-акселератора, которая находится на сайте ОмГУ. Там работодатель пишет аннотацию проекта, указывает, сколько студентов ему нужно, в каких ролях они ему нужны. - Подать заявки на участие могут студенты только вашего факультета или со всего вуза? - По сути, это пилотный проект, поэтому мы пока начали с нашего факультета. Но развиваем наши связи, говорим работодателям, что они могут подавать заявку не только на айтишников. Многие компании проявили интерес к другим направлениям. Они настроены подать в сентябре проекты, в которых нужны будут не только программисты, IT-менеджеры, но и юристы, маркетологи, филологи и другие. Мы готовы это делать, готовы синхронизировать расписание с другими факультетами вуза, для того чтобы студенты могли реализовать проект. Два года назад мы проводили пилотный проект, когда смешивали команды из разных направлений, и наш факультет тоже там участвовал. Получился интересный результат - одна из команд получила грант в миллион рублей. - Студенты из других вузов могут прийти в ваш акселератор? - Что касается студентов других вузов, то у них другой учебный план. Мы же работу в акселераторе вплели в свой. Это конкретные часы, зачётные единицы и так далее. Студент обязан это пройти в том или ином формате, проекте. Обязан получить зачёт. Для студентов другого вуза нет таких обязательств, нет возможности официально "прогулять" пары. Но некоторые компании принимают в команды с нашими студентами ребят из других вузов и получаются смешанные команды. В других вузах есть свои практики и в их рамках они могут пойти в те же компании, а они, в свою очередь, могут сформировать смешанную команду. В этом учебном году у нас были такие команды, в которых участвовали студенты из нескольких вузов. И эти команды достаточно успешно себя проявили. - Что должны понимать студенты и компании, которые зашли в IT-акселератор? - Компании должны понимать, что проект не будет выполнен в сжатые сроки - за неделю, две, месяц. Несмотря на всю подготовленность студентов, им нужно время на проект, чтобы его закончить. Ребятам необходимо время, чтобы вникнуть в технологии, в тот стек (набор инструментов, применяющихся при работе в проектах – прим. ред.), в котором работает компания. Потому что везде используют разные версии, технологии и инструменты. К тому же учёбу у них никто не отменял. Поэтому проекты рассчитываются на год. Мы все пришли к выводу, что лучше студенты будут плотно заниматься проектами пару раз в неделю весь учебный год, чем каждый день, но один месяц. Первый вариант более продуктивный в нашем случае. За год студенты могут создать рабочий, живой проект, который компании могут потом использовать. Студенты должны понимать, что нужны профессиональные компетенции, которые мы им даём. Также студенты должны понимать, что у них будет конкурс на место. На интересные, живые проекты записывается много желающих, и компании выбирают. Студентам необходимо показать, на что они способны, что выучили за время, проведённое в университете. - У команд есть наставники, им кто-то помогает из профессионалов? - К каждому проекту обязательно прикрепляются два человека - наставник от компании и куратор от университета. Команда работает над проектом непосредственно на территории работодателя и там наставник руководит деятельностью студентов, подсказывает, указывает на ошибки. Куратор помогает с организационными вопросами: собирает студентов, помогает с некоторыми компетенциями. То есть два человека полностью регулируют проект - от начала и до конца. - Что именно получают стороны? - Студенты получают портфолио. Это те компетенции, которые они сформировали, это те знания и навыки, которые они получили в работе над реальным проектом. Это те продукты, которые они могут заявлять на собеседованиях. Это сильно будет помогать студентам при дальнейшем устройстве на работу. Многие компании рассматривают это как часть стажировки при последующем принятии на работу. Они получат те навыки, которые помогут им устроиться на хорошую должность в будущем. Компании поэтому сюда и заходят - отбирают себе кадры. Нам нужно, чтобы наших замечательных студентов заметили и взяли к себе на работу как можно больше компаний. Компании получают готовый продукт. Пусть не до конца проработанный, но он есть. Но важнее, что они получают доступ к кадрам. Они видят студентов, общаются с ними и понимают, кого хотят пригласить на работу, а кого нет. - И кого они могут подготовить именно под свою компанию? - Конечно! У каждой компании свой стек технологий. Мы, как университет, не имеем физической возможности обучить студентов всем возможным технологиям, которые существуют. Мы учим их принципам работы на примере конкретных технологий. Но, придя в одну компанию, они получают одну версию этого инструмента, в другую - иную версию. И соответственно им придётся переучиваться. Если ты знаешь, как работает один язык программирования, то другой похожий язык ты изучишь довольно легко. И с инструментами точно так же. Студент в IT-акселераторе имеет возможность изучить эти стеки технологий. А если это студент 3 курса, то один год он может пойти в одну компанию, а на следующий год - в другую. И тем самым получить навыки работы на разных инструментах. - Лениться и филонить не получится? - Это точно. Более того, мы с компаниями находимся в тесном контакте. Если в конце первого семестра нам говорят, что какой-то студент не ездил, ничего не делал или плохо работает, то мы открепляем его от этого проекта. Если будешь лениться, то не получишь опыта, не покажешь себя - не получишь результата. - Кто-нибудь устроился на работу благодаря участию в IT-акселераторе? - Мы ещё не собирали статистику, но говорили с отдельными работодателями и точно знаем, кого уже взяли. Ситуации бывают разные. Например, работает команда, и работодатель говорит: Петю, Васю мы берём, а Ване нужно ещё время подрасти. С 4 курса берут, а 3 курсу рекомендуют за год поднабраться знаний и потом приходить на собеседование в компанию. Студентам особенно интересно работать над живыми проектами, теми, про которые понятно, что они пойдут дальше в массы, что он будет действовать, приносить пользу. - Часто слышу от родителей старшеклассников, да и самих детей, что надо идти в программисты, потому что им много платят. Не получится так, как с юристами, экономистами, журналистами, пиарщиками, которые были модны и популярны в нулевых, десятых годах, и позже многие остались не у дел, потому что случился переизбыток этих специалистов? - На самом деле сейчас цифровое развитие идёт в различных областях, и пока этот рынок только расширяется, пока предложений больше, чем тех, кто готов на них откликнутся. Понятно, что компании сейчас в большей степени ищут мидлов и сеньоров, а не джунов. Компании начинают уходить от дистанционного формата работы, который был популярен некоторое время назад. Но рынок IT-сферы только ширится. Почти все студенты со 2 курса уже начинают работать и, к сожалению, не всегда из-за этого успевают с учебным планом. Но мы относимся к этому с пониманием. Им нужно иметь на выходе портфолио, чтобы закрепиться в IT-области. Но переизбытка с кадрами пока нет. - Как человек, работающий непосредственно со студентами, дайте нашим читателям, выпускникам школ совет, на что сделать упор, чтобы влиться в IT-сферу, в учебный процесс. Многие думают, что это просто - пришёл, на кнопочки понажимал - и всё готово. Рай для интроверта, но ведь это не так? - Да, сейчас растёт количество интровертов. К сожалению, в некотором проценте случаев у нас повторяется ситуация, что человек поступил, но потом понимает, что надо учиться и учиться сложно. Дело в том, что помимо программирования обязательно нужно знать математику. Человек, не знающий математику, может стать программистом, но он никогда не поднимется выше определённого уровня. Я всегда говорю студентам, что математика, которую мы пытаемся вложить в головы, нужна не для того, чтобы научиться считать интегралы, а чтобы сформировать нужный образ аналитического мышления. Только такой человек может стать действительно хорошим специалистом. А они сейчас очень востребованы. Один сервис вакансий регулярно проводит срез уровня зарплат, который имеют выпускники различных вузов в разных сферах. В IT-сфере наши выпускники занимают 20 место по стране. Это благодаря тому, что мы вкладываем в них математику. После того как студенты сформировали такое мышление, тогда уже на старших курсах могут получить исключительно профессиональные навыки. Для того чтобы понять, твоё это или нет, хорошо бы попробовать какую-нибудь профшколу. У нас существует профшкола - называется Малый матфак. Там помимо математики есть информатика, программирование. Можно попробовать и понять, каково это. В идеале надо где-то себя попробовать. Не просто подготовиться к ЕГЭ, сдать его и получить высокий балл, а попробовать себя непосредственно в работе. Для этого подходят не только профшколы, но и различные конференции, которые проводят компании. Например, регулярно проводится HappyDev-lite. И мы там участвуем. Она направлена и на школьников, чтобы они посмотрели и поняли, лежит у них душа к этой профессии или нет. Есть различные стажировки, хакатоны. Только участвуя в практических вещах, ты можешь понять, надо тебе это или нет. *** Кстати, вы можете освежить в памяти информацию о том, кому отдают предпочтение работодатели , если речь идёт о начинающих айтишниках. И напоминаем вам, что IT не место для интеллектуальных лентяев и лучше хорошо поработать над своими мягкими навыками , которые так необходимы программистам. Ещё UX/UI-дизайнер Gems development Евгений Аношин рассказывал о том, как и почему он провел ивент по дизайн-разбору и зачем действующим программистам нужна прокачка . Фото: Елизавета Медведева, Илья Петров

Филонить не получится. Как в IT-акселераторе ОмГУ учат студентов на реальных проектах
© Омск Здесь