Войти в почту

Михаил Швыдкой - о том, почему в Шеньчжэне интересуются русским искусством

"Впечатление от России" - такой плакат встречает перед центральным входом в Международный университет, учрежденный МГУ им. М. В. Ломоносова, Пекинским политехническим университетом и правительством Шэньчжэня в провинции Гуандун на юге Китая, соседствующей с Гонконгом и Макао.

Михаил Швыдкой - о том, почему в Шеньчжэне интересуются русским искусством
© Российская Газета

Слово "провинция" в данном случае имеет лишь административное значение. Шэньчжэнь за сорок лет превратился из рыбацкой деревни с тридцатитысячным населением в сверхсовременный мегаполис, где проживает около двадцати миллионов человек, и стал "столицей технических инноваций". Импульс его развитию в 1979 году дал Дэн Сяопин, "красный кардинал" китайских реформ, определивший путь к "экономическому чуду" страны, где в ту пору подавляющее большинство населения жило за чертой бедности, а нынешнее положение Шэньчжэня в современной научно-технической географии Китая связано с решением председателя КНР Си Цзиньпина превратить регион Большого залива - провинцию Гуандун, Гонконг и Макао - в мощный индустриальный и интеллектуальный центр мирового уровня.

Культура не соревнуется ни с наукой, ни с индустрией, она сама определяет их бытование

В рамках этого долгосрочного проекта Международный университет МГУ - ППИ, учрежденный в 2014 году, приобретает еще большее значение. На минувшей неделе он стал одной из важных площадок Выставки культурных индустрий, которую в Шэньчжэне проводят уже в 19-й раз. Сам по себе университет, центральное здание которого напоминает главный корпус МГУ на Ленинских горах, создает сильнейшее "впечатление от России" и от тех новых отношений, которые связывают нашу страну с Китаем в ХХI веке. Современные лаборатории с новейшим оборудованием, "умные", высокотехнологичные аудитории, здания общежитий для студентов и преподавателей, в которых есть все необходимые сервисы, позволяющие сосредоточиться на научно-образовательном процессе. Обучение на трех языках - русском, китайском и английском - максимально расширяет круг профессуры и студентов.

На ХIХ Выставке культурных индустрий МГУ - ППИ демонстрирует русское искусство: вернисаж работ санкт-петербургских живописцев из Академии художеств им. И. Е. Репина, театральные спектакли и концертные программы, подготовленные студентами и преподавателями в университетском Центре культуры, коллекцию русской классики в оригинале и в переводе на китайский язык. Здесь пока нет факультета искусств, который хочет создать руководство МГУ - ППИ, но есть любители, чьи таланты вызывают благодарность зрителей и слушателей. Именно их выступления украсили торжественный прием в честь Дня России, который устроил Генеральный консул Александр Черноусов.

Выставка культурных индустрий в Шэньчжэне успешно конкурирует с Международным театральным форумом, который дважды в год на протяжении многих лет проходит в соседнем Гуанчжоу, столице провинции Гуандун, одном из старейших городов китайского Юга. Для Шэньчжэня Выставка культурных индустрий, общекитайский и международный смотр наличного состояния культуры, новых тенденций ее развития, - в высшей степени актуальна. Понятно, культура не соревнуется ни с наукой, ни с индустрией, она сама во многом определяет их бытование. Новый мегаполис построили за рекордно короткие сроки - урбанистический шедевр потребовал содержательного наполнения не только в экономике, но и культурного контекста, культурной среды, - а ее создание трудно начинатьс чистого листа. В этом смысле у Гуанчжоу или Шанхая совсем другие проблемы - здесь городской культурный фундамент создавался органически на протяжении столетий, формируя не только атмосферу города, но и самих горожан, их привычки и традиции. При всех урбанистических инновациях, потребовавших притока нового населения, вновь приехавшие жители стремились вписаться в сложившийся, устоявшийся городской уклад жизни. Так было, к примеру, в послевоенном Ленинграде, который привлекал к себе жителей разных городов СССР, - во втором поколении они ощущали себя коренными ленинградцами.

На протяжении пяти дней пребывания в Китае чаще всего звучали два названия - Большой и Мариинский

В Шэньчжэне все иначе - городская среда, атмосфера только складывается, формируется - при том, что это, повторю, сверхсовременный город, который не может не вызвать восхищения. Власти связывают формирование урбанистического облика города с развитием его культурного контекста - именно поэтому управление этими процессами объединено в одном ведомстве мэрии. Здесь понимают, что художественная культура - это важнейший инструмент развития, формирующий людей с креативными способностями, которые необходимы во всех сферах деятельности, без них невозможно полноценное развитие города и страны.

Отсюда такой неподдельный интерес к русскому искусству, к его высшим образцам. На протяжении пяти дней пребывания в Китае чаще всего звучали два названия - Большой и Мариинский. Все руководители крупнейших учреждений культуры, будь то генеральный директор Национального центра исполнительских искусств - Большого театра Пекина Ван Нин или Ван Бо, руководитель сети театров группы Поли, насчитывающей более восьмидесяти площадок по всей стране, хотят активно сотрудничать с Валерием Гергиевым и Владимиром Уриным. Оркестр Мариинского театра под управлением В. Гергиева был первым зарубежным коллективом, приехавшим в Китай после снятия ковидных ограничений. Труппа Большого театра в июле будет давать спектакли и концерты на сцене Национального центра исполнительских искусств. А сегодня там состоится концерт Заслуженного коллектива России, академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, которым дирижирует Николай Алексеев.

Китайские коллеги хотят всего самого лучшего, что есть в российской культуре. Их можно понять. Мы ведь хотим того же. И у нас есть, что им предложить.