Ректор УГНТУ рассказал о том, почему высшее образование становится массовым

В 2023 году единый госэкзамен в Башкирии сдают около 16,2 тысячи выпускников школ. Тогда как в вузах региона предусмотрено около 13,8 тысячи бюджетных мест. Можно сказать, что высшее образование становится массовым. Как в таких условиях готовить востребованных специалистов, рассказал "РГ" ректор Уфимского государственного нефтяного технического университета Олег Баулин.

Ректор УГНТУ рассказал о том, почему высшее образование становится массовым
© Российская Газета

Олег Александрович, судя по количеству ребят, сдающих ЕГЭ, и общему числу выделенных бюджетных мест в вузах, поступить бесплатно может практически каждый...

Олег Баулин: Это не так. Во-первых, в Башкирию приезжают абитуриенты из других регионов и стран. Во-вторых, 13,8 тысячи бюджетных мест в вузах включают в себя также места в магистратуре, куда можно попасть только после окончания бакалавриата, заочную и вечернюю формы обучения. Кроме того, у нас в регионе наблюдается несбалансированность между тем, кого готовят в школах и кого готовы принять вузы. Так, к примеру, в этом году количество выпускников, которые сдают ЕГЭ по информатике, значительно меньше, чем бюджетных мест в университетах, где этот предмет требуется для поступления. Коэффициент составляет 0,6. Вряд ли это будет способствовать улучшению качества приема по IT-направлениям, а значит, и "отсев" после первого курса будет немалым.

Пару лет назад мы проводили исследование, которое показало, что около 4 процентов школьников республики, сдающих ЕГЭ по обществознанию, имеют теоретическую возможность поступить в вузы РБ. Мы учитывали количество участников экзамена и число мест в университетах республики.

Тогда как у тех, кто писал экзамен по физике и математике, показатель составил более 30 процентов, по информатике, биологии и химии - чуть менее 30 процентов. Сегодня ситуация сильно не изменилась.

Каково соотношение бюджетных и коммерческих мест в вашем вузе? Как вы считаете, стоит ли поступать на платное отделение, когда есть шанс попасть на бюджет?

Олег Баулин: Раньше соотношение коммерческих и бюджетных мест в УГНТУ было 60 на 40, а теперь, наоборот, 40 на 60. Действительно, за последние два года цифра приема на бесплатное обучение у нас увеличилась на тысячу мест, а число "платников" сократилось на 400. Мы рады, что у большего количества ребят появилась возможность учиться на бюджете. Однако конкурс все равно большой. Не скрою, что после первого курса идет существенный отсев студентов, которые не справились с программой. Поэтому у тех, кто поступил на коммерцию, есть реальный шанс перевестись на бюджет уже после первого курса. Университету не важно, кто платит за обучение: студент, предприятие или государство. Главное, чтобы он хотел учиться.

Но в прошлом году почти 70 процентов девятиклассников предпочли поступить в колледж и лишь 30 процентов продолжили обучение в школах. Можно ли сказать, что среднее профобразование стало популярнее высшего?

Олег Баулин: Я считаю, надо создавать условия, а выбор оставлять за ребенком. Все школы разные, но во многих элементарно нет материально-технической базы для обучения старшеклассников. К примеру, оборудование полноценного кабинета химии в лучшем случае обойдется в несколько сотен тысяч, а скорее даже миллионы рублей, а еще закупка реагентов и зарплата лаборанту. Не каждая школа может себе это позволить. В колледжах же иные условия. К тому же в школах следят за статистикой по сдаче ЕГЭ, не каждому разрешат сдавать предмет, который он плохо знает. Вот и приходится идти в колледж подтягивать знания.

В Уфимском нефтяном несколько лет назад мы открыли "короткие" программы среднего профессионального образования. Благодаря им у школьников есть возможность, окончив 11 классов, менее чем за год получить еще и полноценный диплом СПО. В итоге ребята получают полное представление о своей будущей профессии и расширяют спектр своих возможностей. Потом можно продолжить учебу в вузе.

Трудоустроиться тоже будет проще?

Олег Баулин: Трудоустройство наших выпускников 95 процентов, а средняя зарплата в первый год после окончания вуза - более 70 тыс. рублей. Просто у нас работодатели имеют реальное влияние на учебный процесс. К примеру, на прошлой неделе на ученом совете мы решили открыть новую кафедру "Интеллектуальная система технологии и оборудования в машиностроении" в ответ на запрос нашего партнера ОДК-УМПО.

В каждой учебной группе ребята получают конкретные узкоспециализированные компетенции в соответствии с требованиями того или иного предприятия. К примеру, при поступлении на факультет химической технологии студенту необходимо определиться не только с конкретным направлением, но и выбрать группу определенной корпорации. Это помогает глубже изучить технологические процессы на конкретном заводе и в будущем быстрее адаптироваться на рабочем месте.

Выбрать не всегда легко. Но в УГНТУ 36 процентов преподавателей —руководители и ведущие специалисты действующих производств. Они помогают студентам уже на первых курсах определиться с местом работы и выстроить траекторию карьеры. У нас даже уроки физкультуры зависят от факультета. К примеру, у ребят, обучающихся по специальности "Пожарная безопасность", проходят занятия по пожарно-прикладному спорту. У студентов химико-технологического факультета - спецпрограмма кросс-фита, потому что доказано, она снижает производственный травматизм. Экономисты занимаются карате, а девочки с кафедры технологии конструирования одежды — танцами.

Какие новые направления обучения появились в УГНТУ?

Олег Баулин: Последние два-три года мы делаем акцент на цифровизацию направлений обучения: в нефтегазодобыче, нефтегазотранспорте, нефтегазохимии и переработке и других. У нас есть "ядро цифровых знаний" - IT-институт. Но мы ввели эти компетенции на каждом факультете, потому что современные специалисты должны знать основы программирования и уметь применять программные комплексы в работе. Сегодня многие профессии уже не те, что раньше. Тот же сварщик чаще программирует сварочный аппарат, а не выполняет работы вручную.

И все-таки вузы хотят, чтобы к ним больше поступали высокобалльники и одаренные дети? В УГНТУ даже есть стипендии до 100 тысяч рублей для 100-балльников по ЕГЭ и победителей олимпиад.

Олег Баулин: Что касается высоких стипендий - это мера, которая направлена на повышение мотивации студентов. Но я подчеркну: деньги мы даем не в обмен на лояльность к вузу, а чтобы ребята вложили их в свое развитие. Со второго курса студенты начинают получать различные корпоративные стипендии от крупных работодателей, вполне приличные суммы.

Нам нужны не столько высокобалльники, сколько зрелые ребята, которые знают, чего хотят, и осознанно делают выбор будущей профессии.

КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС

Сколько в среднем бюджет тратит на одного студента?

Олег Баулин: Цифры зависят от конкретной специальности. Примерно от 100 до 220 тысяч рублей в год. Но важнее всего, чтобы студент после окончания обучения на "бюджете" оправдал вложенные в него средства государства.