Войти в почту

Информатика и панк-рок: победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников — о достижениях и планах на будущее

Московские школьники не ограничиваются ежедневным сидением за партой среди стопок учебников. Ребята занимаются наукой и создают новые изобретения, рисуют картины и шьют одежду, становятся волонтерами, а еще защищают честь Москвы на спортивных и интеллектуальных соревнованиях. Одно из самых крупных и престижных состязаний — Всероссийская олимпиада школьников (ВОШ). На ней ребята из столицы неизменно показывают высокие результаты и устанавливают новые рекорды.

Информатика и панк-рок: победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников — о достижениях и планах на будущее
© Mos.ru

В этом учебном году на всероссийской олимпиаде именно московские школьники завоевали 1391 диплом победителей и призеров. Это абсолютный рекорд за всю историю крупнейших в стране интеллектуальных соревнований. А более 100 юных москвичей получили дипломы сразу по нескольким предметам.

Победители и призеры ВОШ рассказали mos.ru о том, как эффективно подготовиться к олимпиаде и преуспеть в разных науках, а также о любимых хобби и планах на будущее.

На пути к успеху плохое зрение не помеха

Матвей Головин учится в школе Центра педагогического мастерства. В этом году он стал абсолютным победителем олимпиады по русскому языку среди десятиклассников. Матвей признается, что лингвистикой увлекается серьезно. Ему нравится сложная структура языков, многообразие слов и способов выражения мыслей и эмоций.

Школьник уверен, что ВОШ — отличный способ проверить свои знания, научиться новому и приобрести друзей. Тем более что в профильных классах школы, где учится Матвей, предусмотрена хорошая дополнительная подготовка к олимпиадам по русскому языку, а для участников сборной команды Москвы организуют выезды и интенсивы.

Подготовка к соревнованию — трудоемкий, но увлекательный процесс. Матвей знает об этом не понаслышке. Он три года подряд проходил в финал ВОШ и в прошлом сезоне завоевал диплом победителя, но именно в 2023-м стал абсолютным триумфатором.

Матвей — слабовидящий, для него олимпиадные задания напечатали увеличенным шрифтом. В остальном это были те же тексты и задачи, что и у основного потока участников.

«Самый действенный способ подготовиться к Всеросу — решать олимпиадные задания прошлых лет. Еще мне очень помогли занятия, организованные для сборной команды Москвы. На них мы изучали разделы русского языка, слушали лекции, практиковались», — рассказывает Матвей Головин.

Школьнику нравится участвовать в интеллектуальных соревнованиях. Кроме ВОШ, он стал победителем олимпиады по русскому языку «Высшая проба» и пригласительной олимпиады по лингвистике на платформе «Сириус», а еще получил диплом второй степени Московской традиционной олимпиады по лингвистике.

Десятиклассник отмечает, что одним из факторов успеха стала хорошая память, а развить ее помогла музыкальная школа. Из-за проблем со зрением Матвей учил все произведения наизусть. Музыка остается одним из главных увлечений юноши. Он играет на духовых инструментах — теноре и баритоне, а слушать предпочитает тяжелый метал, рок и панк-рок. В будущем Матвей планирует научиться играть еще на одном инструменте и записывать собственные песни. Кроме того, Матвей вместе со школьной командой участвует в интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?», «Эрудит», «Квартет» и других.

«Я больше человек науки, поэтому хочу стать ученым или преподавателем. В этих сферах нужно уметь общаться с людьми, объяснять им новое. У меня с детства страсть к тому, чтобы рассказывать, обучать, анализировать», — подчеркивает Матвей Головин.

Он считает, что главное для достижения успехов — это интерес к области изучения и целеустремленность.

Изобретать, тренироваться или отправиться в Арктику: как проводят каникулы московские школьникиСергей Собянин утвердил планы развития московской системы образования на 2023 годОт музейной до всероссийской: в каких олимпиадах участвуют московские школьники

Психологическая подготовка и стремление к новым знаниям

В этом году на Всероссийской олимпиаде школьников по технологии открылись новые направления, одним из которых стала информационная безопасность. Участники решали задания по криптографии, предугадывали действия киберзлоумышленников и создавали проект по охране данных в сети.

С этими задачами прекрасно справился ставший призером Арсений Порхунов из школы № 1518. И это не единственное достижение десятиклассника на олимпиаде этого года. Ему также удалось стать призером ВОШ по информатике. Ей школьник увлекается с шестого класса. Новое направление привлекло Арсения схожестью с любимым предметом. К тому же информационная безопасность — важная и актуальная тема.

«Подготовиться к олимпиаде мне помогли занятия в Центре педагогического мастерства. Мы даже решали задачи, предназначенные для студентов вузов. Но самое сложное — психологическая подготовка, умение справиться со своими эмоциями. В этом нам помогли тренеры и психологи», — рассказывает десятиклассник.

Он считает, что школьникам нужно не бояться получать новые знания. Главное — изучать то, что действительно интересно. Арсений также советует не забывать находить время для хобби и встреч с друзьями.

Кроме учебы десятиклассник увлекается промышленным программированием и городским транспортом. «Мои навыки в информационной безопасности и программировании могли бы пригодиться в разработке приложений для транспортных систем», — уверен он.

Усердно учиться и преодолеть психологический барьер

Алена Андреева заканчивает 11-й класс школы № 1290. В этом году она победила во Всероссийской олимпиаде школьников по искусству (МХК), а также стала призером по истории. Девушке всегда нравилась история, а искусство — ее важная часть. По совету преподавателя она глубже изучила эту тему и приняла участие в олимпиаде.

«Самое главное — стараться усердно учиться. Еще важно найти хорошего преподавателя, который будет понятно и интересно объяснять, вызывать желание изучать предмет сверх школьной программы», — подчеркивает Алена Андреева.

По мнению школьницы, самое сложное для участника олимпиады — справиться с психологическим барьером, не думать, что ничего не получится, и не бояться плохих результатов.

Подготовиться к ВОШ выпускнице помогли выездные занятия со сборной Москвы и интенсивы.

«Вместе с командой мы ездили в Псков, посетили Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь и два музея-заповедника А.С. Пушкина. Наши преподаватели проводили экскурсии по московским музеям. Также мы были в Казани, гуляли по городу и ходили в Казанский кремль», — рассказывает девушка.

В свободное время Алена шьет одежду и изучает английский язык. В будущем школьница хочет стать дипломатом и планирует поступать в МГИМО на факультет международных отношений и зарубежного регионоведения. Кроме этого, выпускнице интересна профессия педагога.

Сергей Собянин поздравил московских школьников с высокими результатами на Азиатской физической олимпиадеМосковские школьники снова показали лучшие в мире результаты по уровню читательской грамотности — Сергей Собянин

Распределить время и доверять интуиции

Если Арсений Порхунов участвовал во всероссийской олимпиаде по схожим по тематике предметам, то Серафим Анохин, ученик 10-го класса из школы № 179, выбрал астрономию и русский язык.

По словам юноши, в том, чтобы одинаково хорошо знать и точные, и гуманитарные науки, нет ничего сложного. И он это доказал: стал победителем Всероса по астрономии и призером по русскому языку.

«Тому, кто хорошо знает точные науки, проще участвовать в олимпиаде по гуманитарным дисциплинам. Мне, например, нравится физика и астрономия, но при этом легко дается русский язык. Любой человек, который будет достаточно много тренироваться, сможет достичь хороших результатов», — считает Серафим Анохин.

Он отмечает, что участнику олимпиады нужно уметь распределить время, отведенное на выполнение заданий. Если одно не получается, надо сразу же переходить к следующему. К нерешенной задаче можно вернуться позже. Кроме этого, школьник советует доверять интуиции.

По словам Серафима Анохина, успехов на ВОШ он добился благодаря поддержке и помощи родителей, преподавателей и ребят из сборной. «В команде всегда была дружественная атмосфера, и это очень помогало», — добавляет он.

В свободное время юноша мастерит фигурки из дерева, например корабли, которые становятся подарками для друзей или украшают его комнату. Серафим еще не определился с будущей профессией, однако уверен, что свяжет свою жизнь с наукой. А пока он углубляется в изучение физики и астрономии.

Как принять участие в школьной олимпиаде