Эксперты рассказали о возможностях обучения и воспитании самарских школьников
Равные возможности Встреча прошла в рамках проекта “Экспертное мнение” - еженедельно в пресс-центре Самарского областного вещательного агентства ведущие специалисты региона обсуждают самые актуальные темы, волнующие жителей. Для образования и развития юных жителей губернии сегодня созданы все условия, уверены эксперты. Самая большая проблема, с которой они могут столкнуться - выбор своего направления среди всех предоставленных возможностей. Как подчеркнула председатель комитета по образованию и науки самарской губернской думы Светлана Ильина, Самарская область - один из лидеров по охвату детей дополнительным образованием. Причем благодаря различным программам развития сельских территорий даже небольшие школы сейчас оснащаются самым современным оборудованием для занятий робототехникой, конструированием, компьютерными технологиями и творчеством. В области создано 214 “Точек роста” и 54 мини-технопарка. Талантливые ребята со всей губернии могут пройти дополнительное обучение в Самарском региональном центре для одаренных детей “Вега”, где проходят профильные смены по естественно-научным дисциплинам и самым актуальным профессиям. - Мы начинали с классических предметов - химия, физика, математика. Но со временем поняли, что нужно углублять темы и использовать междисциплинарный подход, - рассказывает директор центра Ирина Липенская. - Теперь дети уже с раннего возраста могут познакомиться с робототехникой и искусственным интеллектом. Сейчас в “Веге” проходят смены, в ходе которых школьников учат программировать и управлять беспилотными летательными аппаратами. С сентября здесь откроют мультисмены - своеобразные “подготовительные группы”, на которых семиклассники смогут попробовать себя в нескольких дисциплинах и выбрать профиль для дальнейшего обучения. Как отметила Ирина Липенская, в регионе действует система поддержки талантливых ребят. Каждый год 60 детей получают именную премию губернатора Самарской области в пяти номинациях - “Учебная и научно-исследовательская деятельность”, “Художественное творчество”, “Любительский спорт”, “Техническое творчество” и “Социально значимая деятельность”. Наградами отмечают победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников и их руководителей. - Чтобы у нас были талантливые дети, у них должны быть талантливые учителя, - считает Светлана Ильина. - И сейчас мы имеем возможность сначала работать с педагогами. В губернии активно проводят раннюю профориентацию в специализированных педагогических классах. Самарская область стала пилотным регионом, где студенты педвузов получили возможность пройти годичную оплачиваемую практику. Для этого пришлось пересмотреть учебные планы и нормы законодательства. Но теперь ребята могут вовремя понять, верно ли они выбрали профессию, побороть свой страх и получить наставников и со стороны вуза, и в школе. А в центре “Вега” в этом году открылась лаборатория одаренности для учителей. С сентября их ждут семинары и практикумы по способам развития детских талантов. Мощное обновление затронуло и систему среднего профессионального образования. - Для студентов ПТУ и техникумов создаются потрясающие условия, - сообщила Светлана Ильина. - Появляются новые специальности. Металлурги начинают осваивать деятельность прикладного характера. По аналогии с межвузовский кампусом мы создаем в Кировском районе кампус для студентов средне-специальных учебных заведений. Здесь появятся 12 обновленных корпусов, и это будет хороший вклад в становление технического суверенитета региона. Внуки победителей Особое внимание эксперты уделили теме патриотического воспитания молодежи. Здесь Самарская область - абсолютный лидер среди всех регионов, включая столичные. Как отметил руководитель юнармейского отряда школы N175 Андрей Коротин, у нас больше всего юнармейцев - более 50 тысяч. Региональное и местное Тольяттинское отделение организации “Волонтеры Победы” в прошлом году были признаны лучшими в стране. - В последнее время формат поменялся от “событийного” патриотизма к системной работе, - поясняет руководитель регионального отделения “Волонтеров Победы” Сергей Андриянов. - Благодаря патриотическому кластеру, созданному на базе ОДО при поддержке Дмитрия Азарова у наших организаций появился настоящий дом. Коллеги, приезжая к нам в гости, удивляются, что наши возможности лучше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. И нам было бы стыдно не занимать лидирующих позиций. В регионе реализуют сразу несколько крупных проектов. Это, например, киноуроки, с помощью которых ребятам прививают правильные ценности и качества, показывают, что значит быть честным, порядочным, принципиальным, как мечтать и идти к своей мечте. Во многих школах уже открыты “Парты героя” в память о ветеранах Великой Отечественной войны и военнослужащих, погибших в ходе специальной военной операции. В лагере “Лесная сказка” проходит специализированная смена “Страна героев”, где школьники проходят обучение в рамках патриотического воспитания. - Мы уделяем самое пристальное внимание патриотическому воспитанию. Потому что на наших глазах разворачивается информационная война, - объясняет Светлана Ильина. - Даже родители иногда не могут разобраться, что происходит. И тут должна проходить на помощь школа. Лучше всего воспитывает деятельность - юнармия, дежурство на посту номер один, восстановление солдатских могил, погружение в историю. На первый план выходит “Музейная педагогика”. Когда ребенок знает историю, у него есть будущее, у всей страны есть будущее. Спортивная семья В первый день лета нельзя было обойти стороной тему детского отдыха, ведь именно 1 июня стартовали первые смены во всех пришкольных и загородных лагерях. Ирина Липенская напомнила, что во время каникул ребят ожидает также несколько масштабных спортивных мероприятий. Серьезной возможностью продемонстрировать свои способности станет традиционная программа “Лето с футбольным мячом”. В прошлом году в ней участвовали 27 тысяч человек. Из команд-победителей 8 ребят отобрали в молодежную школу клуба “Крылья советов”. В этом году призеры смогут потренироваться на полях легендарного клуба в рамках футбольных смен центра “Вега”. Светлана Ильина рассказала, что губерния - первый регион, где появился турнир не только для детей, но и для родительских команд. “Высший класс” - это соревнования по футболу и баскетболу для пап и по чир-спорту для прекрасной половины “родительского комитета”. - Воспитание начинается с семьи, именно здесь дети видят пример здорового образа жизни, - говорит Ильина. - На новом турнире родители защищают честь школ, их поддерживают дети, мамы и папы “болеют” друг за друга. Мы видим, что Самарская область - спортивный регион, где главной ценностью является семья. В соревнованиях участвуют все территории губернии. Сейчас проходят матчи на кубок глав районов. Финал состоится 2 сентября на площади имени Куйбышева. - Мы сейчас даём новый импульс развитию системы образования и воспитания школьников. Но не нужно забывать о том, что многие прекрасные традиции мы смогли сохранить, - уверен заместитель председателя комиссии по образованию и науке общественной палаты Самарской области Сергей Иванов. - Мы никогда не забывали о музеях боевой славы. У нас активно развивался школьный спорт. У нас прекрасно налажено взаимодействие общего, дополнительного, специального образования и участие родителей в обучении. У нас выстроен конструктивный диалог между властью и общественными организациями. И поэтому у нас большое будущее. Комментарии: Светлана Ильина, председатель комитета по образованию и науки Самарской губернской думы: - За последние пять лет у нас построено девять школ и 54 детских сада, постоянно идут капитальные ремонты и реконструкция пищеблоков. Таких темпов не было никогда. В некоторых районах, где проживает много ребят, есть определенные проблемы с переполненностью классов, но в ближайшие годы здесь построят новые полноценные учебные заведения. По поручению губернатора Дмитрия Азарова уже через год в детских садах региона должно появиться и необходимое количество ясельных групп. Сергей Иванов, заместитель председателя комиссии по образованию и науке общественной палаты Самарской области: - В сфере дополнительного образования будущее за “школами полного дня”, где после основных уроков дети смогут посещать занятия в школе искусств, музыкальной школе, центре дополнительного образования. Такой подход требует взаимодействия между различными учреждениями и ведомствами. Сейчас существуют определенные трудности, которые касаются кадрового обеспечения, наличия подходящих помещений. Но с открытием новых школ мы сможем постепенно уйти от второй смены и реализовать эту идею.