Войти в почту

За ними — будущее: открыв свою «кузницу кадров», «Вечерка» раньше всех откликнулась на вызовы времени

В год столетия нашей газеты мы немало писали о ее внутренней «кухне», но никогда не рассказывали о нашей студии юнкоров «Новый фейерверк». А ей в этом году исполнилось одиннадцать лет! Все про студию, от самой идеи до названия, было придумано главным редактором газеты Александром Куприяновым, он и сейчас для ребят — самый желанный гость и лектор. Студия работает, и ей есть чем гордиться: многие ее выпускники стали журналистами и добились успехов.

За ними — будущее: открыв свою «кузницу кадров», «Вечерка» раньше всех откликнулась на вызовы времени
© Вечерняя Москва

Когда юнкоры впервые появились в редакции, это выглядело, честно говоря, необычно и странно: ну какие дети — в газете? Да еще и тот самый первый набор был очень шумным, гомонливым. Они появлялись в редакции, ощущая себя почти как дома, позже «укоренились» у нас настолько, что даже принимали участие в редакционном «капустнике». Учились они в студии три года, потом резко и неожиданно выросли, и после лета 2015 года, когда ребята поступали в вузы, мы ощущали нечто странное уже не от их присутствия, а от их исчезновения.

Но им на смену пришли новые студийцы, круг замкнулся и превратился в колесо. Так и бежит оно с тех пор по ухабам, подпрыгивая, но не теряя скорости. И катится это «колесо» уже одиннадцать лет! Для тех, кому за эти годы выпало встречаться с нашими юнкорами, читать им лекции, обсуждать какие-то темы, как правило, это общение и опыт тоже не проходили без следа. Юнкорский кружок — необычная «кузница опыта», поскольку его реально получают тут и те, кто учится, и те, кто учит.

Так было и так будет всегда, поскольку журналистика — это ремесло, в котором очень важно существование Учителя и Ученика, ибо обучение тут всегда шло и будет идти через призму опыта, передачу навыков. В школе юных корреспондентов «Новый фейерверк» именно передача опыта была главным, основополагающим моментом. А еще — открытость диалогов. Вот почему студия стала по-своему уникальным явлением: во всяком случае мы не нашли ни одного аналогичного кружка из числа бесплатных и работающих в тесном контакте именно с пишущими наставниками, а не теоретиками, как это обычно бывает в вузах.

Как происходили и происходят набор и обучение в студии? Узнать о начале нового учебного года сейчас помогает и «сарафанное радио», и соцсети — помимо объявления в газете.

Правда, увидев его, люди обычно реагируют так: «Бесплатное? Значит, что-то тут не так…» — мол, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И даже коллеги, честно говоря, не раз пытались узнать у нас «правду» и выведывали, какие же барыши мы извлекаем из этого начинания. А их — нет, если речь о деньгах. Но есть нечто другое, более важное. Из первого набора юнкоров, например, в редакции работали несколько человек, а Настя Ассорова уходила из редакции по личным причинам с позиции «заместитель редактора отдела», что для человека ее возраста было в карьерном смысле почти недосягаемой высотой. Потом юнкорские наборы проходили ежегодно и были, честно, разными.

Один, например, был очень вялым и ленивым, но и в нем заблистали звездочки — правда, сплошь девчонки. Другой был ничем не плох, но особой мотивации именно на журналистику не имел: это были ребята-гуманитарии, в большей степени заточенные на филологию и литературоведение. Одна из них, Настя Павлова, ходила к нам, уже став студенткой Литературного института, и мы уверены — у нее яркое будущее как у одаренного, тонкого и эрудированного литературного критика.

А еще скажем так: среди ребят, которые к нам приходят, есть настоящие таланты-самородки, а есть обладатели скрытых, не выявленных пока еще способностей. Есть и те, кто поначалу себя ну абсолютно никак не проявляет, а затем принимается блистать, ну прямо-таки как Золушка на балу, только в нашем случае карета не превращается в тыкву. У кого-то вдруг вспыхивает чисто репортерский талант, у кого-то проявляется склонность к рецензированию. Главное, мы это давно поняли, надо, чтобы глаза горели.

Конечно, определенный отбор ребят все же происходит. Осенью претенденты присылают свои биографии и образцы работ, это может быть, например, эссе на какую-то тему. Их разбирают наставники студии и выносят затем вердикт: берем — не берем. Но откроем сейчас секрет. Проходят в студию почти все, за крайне редким исключением: например, причиной отказа может быть слишком юный возраст, хотя сейчас у нас учится чудесная девочка Настя, которой нет и 14 лет. И пишет она прекрасно! Главный отбор происходит естественным образом: записавшись на занятия в начале года, дети, которые ошиблись с выбором, постепенно исчезают, и это нормально! Остаются те, кому журналистика реально интересна. В этом году остались практически все, кто пришел.

Есть, кстати, и другая сторона медали: мы, увы, нередко захваливаем детей без особых на то оснований. Написал две строчки в рифму — все, Лермонтов! Написал четыре — однозначно Пушкин. В «Новом фейерверке» при практически неограниченных творческих возможностях дети все же получают объективную оценку и здравую критику своих творений, иногда довольно жесткую. И нравится это, понятно, не всем. Но большинству — не поверите! — нравится. Как нравится и то, что мы очень много говорим просто о жизни. У родителей не всегда хватает на это времени, это известная проблема. И на занятиях мы иногда обсуждаем просто вопросы добра и зла, говорим об общечеловеческих ценностях, нравственных постулатах, этике, чувствах. Но мы никогда не запрещаем детям иметь свою точку зрения и прислушиваемся к ней очень внимательно.

Никаких учебников в студии нет, но в первые полгода учащиеся обязательно проходят теоретическую подготовку, изучают различные жанры журналистики и даже пробуют в них писать. Кроме того, ведется определенная работа над стилистикой: ребята делают упражнения, разбирают тексты, выискивая в них ошибки, учатся грамотно править их. Но главная задача этого момента — научиться тому, чему не учат в вузах, а именно саморедактированию. Жестко выправить самого себя, а не чужой текст, научиться быть беспристрастным к себе, что очень трудно, можно только такими практическими занятиями. Кроме того, к ребятам приходят лекторы — наши коллеги и приглашенные «золотые перья», звезды современной журналистики. В гостях у нас побывали ведущие журналисты из разных изданий, включая «Российскую газету» и «Комсомольскую правду», обязательно рассказывает о своем опыте блистательный очеркист и репортер Геннадий Бочаров. А кроме того, на занятия приходят сотрудники «Вечерки»: о фотоделе рассказывают ребятам Игорь Ивандиков и Сергей Шахиджанян, о том, как вообще делается газета — заместители главного редактора Алексей Зернаков и Сергей Серков, любят ребята лекции и арт-директора газеты Александра Кострикова. Постепенно чуждый и незнакомый им мир газет становится для них своим.

Они начинают понимать, что газета — это непростой механизм, что она не берется из ниоткуда, и стоит за ее созданием огромный труд людей. А еще ребята принимаются по-взрослому смотреть на то, что делают: у них исчезает самолюбование, приходит понимание, какая информация для людей важна и интересна, а какая — неинтересна вообще, и так далее, и наблюдать за этими переменами поучительно даже для взрослых.

В последние пару лет в студию приходила какая-то необычная молодежь: такое впечатление, что с ней произошла некая качественная перемена. И дело не только в их серьезности и мотивированности на журналистику.

Например, во всех наборах после первого, «исторического», количественно лидировали девочки. В этом году вдруг пришли мальчишки, причем просто замечательные, умные, по-хорошему упрямые. У нескольких очевидно присутствует репортерский талант, а главное — они рвутся в бой, активно пишут и публикуются в разных наших изданиях и «Прессе в образовании», международном проекте, который уже десять лет делает «Вечерняя Москва». Теперь в четырехстраничной «Прессе...» юнкорскими силами заполняется практически весь номер, а не только последняя страничка! Наступающим летом многие выразили желание пройти у нас «производственную практику». И дело точно не только в том, что это — возможность немного заработать, у нас, вопреки разговорам, совсем не великие гонорары. Нет, ребята хотят ощутить себя полноценными игроками на медийном «поле», быть полезными редакции.

Сегодня уже в штате редакции работают два экс-юнкора: Глеб Бугров — корреспондент газеты «Южные горизонты», и Ильяна Андреева, которая сначала была корреспондентом, а ныне стала ответственным секретарем газеты «Москва-Центр». Про некоторых наших юнкоров, еще школьников, в редакции шутят — говорят «украдем»! На факультете журналистики успешно учатся наши звездочки — Аня Лукинова и Аня Тыбинь, а часть студентов-журфаковцев, ощущая нехватку практики, влились в наши ряды, чему мы очень рады. Две подружившиеся у нас на занятиях пока еще школьницы, Александра и Полина, «отбыли» практику в отделе новостей в прошлом году и даже не сомневаются, что придут работать в этом. Кажется, лиши их этой возможности — и случится настоящее горе. Может быть, это прозвучит нескромно, но мы ощущаем, что ребята искренне привязаны к нам и нашим занятиям. И хотя от шеф-редактора «Прессы в образовании» Татьяны Сафоновой они регулярно получают нагоняи за ошибки, нарушение дедлайнов и прочие журналистские грехи, попробуй выпроводи их из редакции после занятий: они «прилипают» к Тане намертво и не уходят, пока не выясняют до деталей, где и что было сделано не так.

Если честно, то когда школа юнкоров только-только открылась, в соцсетях ее вдохновителю и руководителю досталось изрядно. «Куприянов не наигрался в пионеры» — это было самое мягкое из сказанного. Но что произошло спустя одиннадцать лет? Медиаклассы — по всему городу, студия — жива, а ее аналоги сейчас открываются и в других местах, в том числе и при издательствах и редакциях. Вот и «Комсомольская правда» сообщила, что будет выезжать с медийными лекциями... Мы желаем всем успеха. А нашим юнкорам — тем более, поскольку для многих из них сейчас начинается горячая пора поступлений в вуз.

В следующем году кто-то из них придет, хочется верить, по старой памяти к нам, будет и новый набор... Колесо снова понесется по дороге, подпрыгивая на ухабах, но держа баланс и курс. А все потому, что эта дорога — правильная. А будущее — оно всегда за молодыми. Но наша обязанность — подготовить их к нему.

СПРАВКА

Студия юных корреспондентов «Новый фейерверк», задуманная и организованная главным редактором «Вечерней Москвы» Александром Куприяновым, с момента своего основания вела себя активно. И у наших ребят — огромное количество наград.

Так, например, ребята регулярно принимают участие в конкурсе юных корреспондентов «Пингвины пера» и занимают в нем призовые места. В 2017 году они получили первое место в категории «Лучшая редакция», а кроме того, школа юных корреспондентов «Новый фейерверк» стала победителем VI Национальной программы «Лучшие социальные проекты России» (2017–2018).

В конкурсе «Вызов XXI век» второе место заняла Диляра Рахманова, Саша Кравченко победила в конкурсе интервью от Музея Победы, а Таисия Медведкова победила в программе «Медиастарт: наука для жизни».

В ТЕМУ

Новый учебный год начнется в студии «Новый фейерверк» с октября 2023 года. Мы ждем мотивированных к профессии, заинтересованных в журналистике детей. Соискатели должны отправить на почту edit@edupressa.ru c пометкой «школа журналистов» свое резюме, короткий рассказ о себе и небольшой образец написанной работы (эссе, сочинение).

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Виталий Ракитянский, экс-юнкор, редактор проекта «Сити. Ночью» телеканала «Москва 24»:

— Школа «Новый фейерверк» в «Вечерке» — это прекрасное место, где практики больше, чем теории. Когда ты еще совсем юн, а твой материал публикуется во взрослой газете, это вызывает чувство причастности к чему-то большему. Твоя фамилия стоит на одной странице с профессиональными журналистами — это очень вдохновляет и мотивирует! Я «выпустился» из «Нового фейерверка» больше восьми лет назад, но никогда не забуду чувство эйфории, которое испытал, когда моя заметка впервые попала на газетную полосу. Я очень рад, что кружок живет и растит новое поколение журналистов, которые любят свое дело!

Артем Мущенко, экс-юнкор, корреспондент/трафик-обозреватель телеканала «Москва 24»:

— Журналистика — это не профессия, а образ жизни. Именно такой посыл ловишь в школе юного корреспондента «Новый фейерверк». Тебя здесь учат писать, задавать вопросы, подмечать детали, работать с информацией. Но еще важнее, что тут сначала учат думать, а уже далее — создавать газетный материал. Это база, без знания которой новое поколение журналистов вряд ли сможет стать новаторами ремесла. Чем раньше получаешь возможность прикоснуться к медиакухне, особенно в такой значимой для российской журналистики газете, как «Вечерняя Москва», тем ценнее будет опыт. Сегодня при трудоустройстве от молодых ребят требуют наличие опыта работы. А откуда его взять? А у тех, кто учится в «Вечерке», он появляется. Не многие сверстники могут похвастаться тем же. А что делать с этим опытом и поможет ли вам «Новый фейерверк» разжечь журналистскую искру, «выстрелить» в медиапространстве — зависит только от вас!

ЦИФРА

150 с лишним человек прошли за эти годы обучение в студии юнкоров. Многие из них связали будущее с журналистикой.

МНЕНИЕ

Все неплохо, но меняться будем обязательно

Александр Куприянов, главный редактор газеты «Вечерняя Москва»:

— Движение юнкоров, как и движение рабочих и сельских корреспондентов — старая традиция нашей журналистики. В «Вечерней Москве», например, кружком рабкоров когда-то руководил сам Мандельштам! Но открытие одиннадцать лет назад студии юных корреспондентов «Новый фейерверк» было продиктовано не модой или данью традиции, а острой необходимостью.

Кадры, поставляемые вузами, давно не соответствуют требованиям времени. Я понял, что выход из ситуации может быть лишь один: надо создавать свою школу, кружок, и готовить в нем кадры для себя. В соцсетях надо мной смеялись: главный редактор не наигрался в пионеры...

Но перед нами была очень практическая и острая задача. Выступая на различных конференциях, я не раз говорил, что, возможно, создание при крупных издательствах неких колледжей, в которых молодые люди условно до обеда изучали бы различные предметы, а после этого — приступали к практике, решило бы кадровую проблему. Те школьники и студенты, которые занимаются в «Новом фейерверке», усваивают азы теории и быстро переходят к практике, значительно быстрее постигают азы профессии.

Да, конкуренция с электронными СМИ велика. «Бумага» может предъявить им в ответ только эксклюзив. Но добывание эксклюзива возможно лишь при развитии индивидуального мышления, авторской журналистики. В нашем кружке молодых ребят учат не столько писать, сколько думать. Это основной принцип нашей студии: думайте! В новое время наша студия юнкоров стала одной из первых. Она бесплатная, что важно, и у нас есть успехи. Но сейчас наступает какой-то свежий этап, и к следующему сезону мы придем обновленными и будем предлагать ребятам что-то новое.