"Родоначальник Российской истории". Как Василий Татищев навсегда изменил научный подход
Когда начинаешь изучать научные материалы о Василии Татищеве, очень скоро ловишь себя на мысли, что с трудом удерживаешься от пафосных эпитетов в его адрес. И правда, поражает, с каким рвением и глубоким подходом он брался за все новые, как бы сейчас сказали, проекты.
Энергия этого человека была поистине неистощима, а интересы — необычайно широки. Он не только основатель трех городов, он еще и первый русский историк, ученый-энциклопедист, положивший начало развитию источниковедения и внесший значительный вклад в лингвистику, географ, историк, филолог, писатель, математик, геодезист, металлург, этнограф, палеонтолог, дипломат, крупный военный и государственный деятель.
Татищева считают основоположником государственной системы профессионально-технического образования в России, он всегда был уверен, что просвещение должно быть доступно как можно большему числу людей, и отнюдь не только высших сословий.
Интересовался он и вопросами государственного устройства. В государстве не персоны управляют законом, а законы персонами, был уверен Татищев, высказывая идею подготовки нового Уложения. Он считал, что судьям необходима профессиональная подготовка, широкое образование, призывал заботиться о купечестве, а помещиков — о благе крестьян. Разработал он и реформу денежного обращения в России.
При этом он из 64 лет жизни 42 года служил государству, пережил правление шести государей — Петра Великого, Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Иоанна VI, Елизаветы Петровны — и столько же раз подвергался опале, из последней выбраться так и не смог. Несколько раз его судили, обвиняли во взяточничестве, всякий раз был оправдан.
С женой тоже не повезло: в 1714 году Татищев женился на Анне (Авдотье), урожденной Андреевской, которая до него была дважды замужем. В 1715 году родилась его дочь Евпраксия, в 1717 году — сын Евграф, но уже в 1718-м он написал в Синод прошение о разводе, объясняя это "великими противностями" супруги, а также тем, что она "паче меры пьянствовала", "платья беспотребно изжила", "недвижимые сына имения против прав российских без ведома моего продала" и даже "прелюбодействовала". На суд Анна Татищева не явилась, совместной жизни, по сути, пришел конец. В общении с детьми, а затем и внуками Татищева никто не ограничивал, он написал "Предсмертное увещание сыну".
Все это не могло не подорвать его здоровье. "Болезни, беды и печали прежде лет состаревают", — писал он о себе. Вообще создается впечатление, что современные ему властители (за исключением, пожалуй, Петра Великого) не могли мириться с благородством, бескорыстием, широтой знаний и увлечений, смелостью и решительностью, бескомпромиссностью суждений и, несмотря на постоянные препоны, — успешностью его начинаний.
Рассмотрим главные вехи жизни Василия Татищева, давшие ему необходимую базу опыта и знаний для написания исторического труда, которым он занимался несколько десятилетий.
Петровская эпоха
Василий Татищев родился в 1686 году в сельце Боредки Псковского уезда. Род восходит к смоленским князьям, потомкам Владимира Мономаха. Считается, что пошел он от Василия Соломерского, который служил при дворе Иоанна III и столь преуспевал в раскрытии преступлений, что стал называться "татьищем" — "разыскивателем похитителей". Впоследствии прозвище стало родовой фамилией.
Начинал государственную службу стольником при царском дворе. Должность изначально подразумевала прислуживание высочайшим особам за трапезой, но во времена Татищева она стала административной — назначались на нее представители знатных дворянских родов.
Затем была учеба в инженерной и артиллерийской школах, участие в битвах под Нарвой, Полтавой, Прутском походе. В 1712 году Татищева отправили в Берлин, Бреславль, Дрезден совершенствовать знания в области инженерного дела, артиллерии, фортификации, с 1716 года он инспектировал артиллерийские части русской армии.
Уральское градообразование
В 1720 году началась большая (он отправлялся туда дважды) и сложная уральская эпопея Татищева, которого направили "в Сибирской губернии на Кунгуре и в прочих местах, где обыщутся удобные места, построить заводы и из руд серебро и медь плавить". Но Татищев развернул гораздо более бурную и фундаментальную деятельность: создал Горную канцелярию, которая потом переросла в Сибирское высшее горное начальство. По сути, учреждение занималось вопросами развития всего региона: управлением заводами, поиском рудных месторождений, составлением геодезических карт, организацией при заводе школ для обучения специалистов горному делу. Он также составил основополагающие документы — "Табель горных чинов", вносил предложения по организации обороны уральских заводов.
Эту работу он уже тогда совмещал с научной: изучал историю земель, представителей живущих там народов, их быта, нравов и традиций. Также он тщательно собирал исторические документы, создав основы методики исторических исследований, источниковедения и археографии.
В 1724 году Петр I отправил Татищева в Швецию и Данию, чтобы организовать обучение русских мастеров и ремесленников и изучить экономическое и государственное устройство Швеции. Как всегда, Татищев прямым исполнением поручения не ограничился. Он заручился широкими связями с учеными и общественными деятелями Швеции, изучал шведские архивы, отбирая материалы по русской истории, увлекся палеонтологией. Здесь появилась его первая публикация о находках костей мамонта в Сибири. Она же оказалась единственной прижизненной публикацией Татищева.
Вернувшись, он предложил императрице Екатерине I проект Сибирского тракта, дороги в котором были бы вдвое короче имеющихся. Однако она проект отложила, а Татищева определила на Московский монетный двор, так как реформы, которые он предлагал, касались и упорядочения денежного обращения, увеличения дохода казны, которого он планировал добиться, развивая промышленность, внешнюю торговлю, увеличение экспорта, а не чрезмерной эксплуатацией монетной регалии (понижение пробы серебра при чеканке монет).
Итак: какими же специальностями овладел Татищев, прежде чем начать свой фундаментальный труд по истории государства? Горный инженер, математик, географ и экономист, составитель словарей, палеонтолог и юрист, медик, педагог и, наконец, основатель российской исторической науки, труд которого ценили именитые историки.
Научная деятельность
Еще в период выполнения поручения Петра I по "сочинению обстоятельной российской географии" Татищев пришел к выводу, что знание географии становится более фундаментальным, если к нему добавляется знание истории. В результате появились "Лексикон исторический, географический и политический", труды по географии Сибири, неоконченное обширное "Общее географическое описание всея Сибири".
Его главным историческим трудом стала "История Российская с самых древнейших времен, неусыпными трудами через 30 лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Василием Никитичем Татищевым" — под таким названием книгу в 1768 году опубликовал Императорский Московский университет. Предисловие к книге составил сын Татищева — Евграф.
Татищев довел повествование до 1577 года, намереваясь описать и период воцарения Михаила Романова, но не успел — сохранились только подготовительные материалы к рассказу о событиях XVII века.
"Историей" Татищева пользовались для работы ученые Михаил Ломоносов, Герхард Миллер, Иван Болтин; высоко ценила этот труд Екатерина II. Споры о содержащихся в нем фактах ведутся десятилетиями и будут продолжаться, наверное, до бесконечности, но точно одно: в нем впервые систематизировано научное описание русской истории, проделана ее периодизация, сделана попытка рационалистического осмысления событий русского прошлого. Именно этот труд закладывает традиции источниковедения. Уже только поэтому его значение переоценить невозможно.
Скончался Василий Татищев "въ Болдину 1750 году <...> июля 15-го дня". В этом имении под охраной солдат Сената он провел последние опальные годы. Перед самой смертью был объявлен невиновным и награжден орденом Александра Невского. Снятие обвинений и предоставленные награды отверг, сказав, что они запоздали.
"Умопросвещение — вот чего он желал своему народу, но основанного не на рабском подражании Западу, а на его действительных потребностях и нуждах. И чем пристальнее мы будем всматриваться в труды родоначальника Российской истории, тем больше будет возбуждать он наше удивление и восхищение", — писал о нем Василий Ключевский. Историк Дмитрий Корсаков высказался так: "Наряду с Петром Великим и Ломоносовым он являлся в числе первоначальных зодчих русской науки".
Юлия Острогожская
При подготовке материала использована литература: 1. Татищев В. Сочинения, документы. 2. Блюмин Г. "Юность Татищева". Лениздат, 1986. 3. Погодин М. Простая речь о мудреных вещах. См. также "Библиографические Записки"1858 г., т. I, стр. 198. 4. Иофа Л. Современники Ломоносова. И.К. Кирилов и В.Н. Татищев: географы первой половины XVIII в. / Иофа Л.Е. — М.: Географгиз, 1949. 5. Псковская энциклопедия, 903–2003 / под ред. А.И. Лобачева. — Псков: Псковская энциклопедия, 2003. — 912 с. — Указ.: с. 855–903. — Библиогр.: с. 904–910. 6. Юхт А., Преображенский А. Государственная деятельность В.Н. Татищева в 20-х — начале 30-х годов XVIII в. 1985.