Профессор УрГАХУ Сергей Санок: как зарождался Уральский архитектурный университет

Уральский государственный архитектурно-художественный университет недавно отметил полвека со дня своего основания, хотя высшее архитектурное образование на Урале основал ещё в 1947 году в Уральском Индустриальном институте – УПИ Константин Трофимович Бабыкин. Около 55 лет назад в Свердловске открылся Уральский филиал Московского архитектурного института, который спустя пять лет, в 1972 году, был преобразован в Свердловский архитектурный институт, ныне УрГАХУ.

Фото: предоставил ИА «Уральский меридиан» из своего архива Сергей Иосифович Санок

О зарождении нынешнего УрГАХУ рассказал в своих воспоминаниях кандидат Архитектуры, профессор УрГАХУ, зав. кафедрой Градостроительства и Ландшафтной архитектуры (2008 – 2023 гг), один из разработчиков Генплана Екатеринбурга 2004 года Сергей Иосифович Санок. Свои воспоминания профессор предоставил для публикации ИА «Уральский меридиан».

Фото: предоставил ИА «Уральский меридиан» из своего архива Сергей Иосифович Санок

Института не было. Были архитекторы

Была кафедра архитектуры при строительном факультете УПИ. Были студенты-архитекторы, которые, следуя примеру Парижской богемы, ютились со своими планшетами, рейсшинами, Венерами Милосскими и гениальными идеями на четвертом этаже, под самой крышей Университета. Их жизнь была загадочна и непостижима для непосвященных. Этим они, видимо, были обязаны таинствам своего творчества, которое никак не описывалась математическими, физическими и прочими точными категориями, о чем всегда сожалели соответствующие кафедры УПИ.

Были легенды об «архитекторах». Они передавались с тихим восторгом, как легенды о кладах пирата Моргана или о Пришельцах. Рассказывают, что в стенах Уральского Политехнического «архитекторов» уважали и побаивались: ни один выпуск «БОКСа», ни одно выступление СТЭМа не обходилось без них, и вообще это были люди творческие, никто не знал, что от них ожидать.

Был суровый отбор в архитекторы. По конкурсу проходил только один из шести желающих, и учиться в архитектуре считалось большой честью. Тех, кто впервые всходил на «Олимп» четвёртого этажа УрГУ, встречал загадочный дух творчества, поражал блеск русских храмов и сверкание параллелепипедов Нимейера, любовно отмытых на «гознаке». Их интриговали нехитро сработанные столы с откидными досками, стоящие прямо в коридоре, а по коридору запросто ходили бородатые «мЭтры» и степенные «мЭтрессы» которые держались с достоинством если не профессоров, то, по крайней мере, заслуженных во всех отношениях архитекторов.

Сентябрь 1967 года

Представители Уральского политехнического со щедростью родной матери преподносят архитекторам символический ключ от несуществующих пока дверей. Делегаты Московского архитектурного института обещают отечески заботиться о новичке. Правление Свердловского отделения Союза Архитекторов СССР с законной радостью поздравляет. Король из Кукольного театра, милостиво сошедшей со сцены и осчастлививший своим посещением архитекторов, решает обойтись без приглашения столичных архитектурных кадров для реконструкции улицы Толмачева и согласен подождать, пока окрепнут свои. В актовом зале университета необыкновенный праздник:

– нет больше кафедры архитектуры в УПИ!

– есть Уральский филиал Московского архитектурного института!

В этот день у многих как вздох облегчения звучало: «Уф МАИ».

Большую долю во всеобщее ликование внесли только что поступившие на первый курс. Впервые было принято сразу сто человек. Учеба для них сразу началась с приключений – поступили в УПИ, а учиться будут в УФ МАИ. Они еще не знали, что кончать будут третий вуз – САИ, и это станет предметом их особой гордости.

На их глазах институт был рождён, их руками выстроен, в их памяти останется дорогим воспоминанием.

С этого сентября начался 26-й год архитектурной специальности на Урале и первый год Архитектурного института. Если в УПИ архитекторы сознавали себя частичкой огромной студенческой массы вуза-гиганта, то после праздничных фанфар вдруг почувствовали себя самостоятельным коллективом, и надо было делать свое собственное «Я», и делать его впервые.

С этого момента все началось впервые и еще долго было «впервые».

– Впервые архитекторы проводят свое первое комсомольское собрание. В первый в истории вуза комитет избираются первые семь человек и в их числе первый секретарь – Геннадий Заикин. С тех пор 3-е декабря стало днём рождения комсомольской организации Архитектурного.

– Впервые на первом вечере архитекторов играет первый собственный ансамбль, само собой разумеется, с архитектурным названием – «ИОНИК»: Сергей Баженов, Олег Селянин, Сергей Алейников, Борис Сидоров начинали архитектурную самодеятельность. Потом были «Синкопа» Сергея Сухова, «Ренессанс», потом стал студенческий клуб. А начиналось это так:

«….декабрь 1967 – купили органолу «ЮНОСТЬ»

Январь 1968 – купили две (!) электрогитары

Март 1968 – достали микрофон

Май 1968 – забыли отдать хозяевам барабан…»

 (Из краткой истории художественной самодеятельности Уф МАИ. 1970 г.)

– Впервые выступает собственный СТЭМ.

– Первый состав киностудии снимает и показывает первый хронико-документальный фильм.

Новые обычаи, традиции, пропитанные естественной в каждом новом объединении людей романтикой, начинают вырисовывать новое лицо нового института. Оно еще не определилось, но в нём уже видны привлекательные черты. Кажется, сугубо творческое беспокойство, присущее архитекторам, выплеснулось наружу: архитекторы-эстеты стали архитекторами-жизнестроителями, конструкторами собственной жизни. Кто же лучше самих студентов придумает, как организовать их собственную жизнь? Полное доверие студентам, упор на их самоуправление – вот принцип, который взяли за основу первый ректорат, первый деканат, первое партбюро, первый комитет, первый профком.

Начали с того, что поехали на первую комсомольскую учебу в Адуй. Оказалось, что утомительное обычно мероприятие можно сделать потрясающе интересным. Понравилось. Придумали Маевку – и холодная, слякотная весна 1969 года не остановила тех, кто впервые вышел на митинг у Соколиного камня. Что греха таить – на митинги сейчас собрать студентов трудновато, а Маевка захватывает, будоражит. Не берут на Маевку – самое страшное наказание!

Теперь о Маевке архитектурного знают все. О ней пишут в газетах, снимают фильмы, её копируют, а тогда никто не знал, какой она должна быть. А теперь – кто представит себе архитектурный без Маевки?

Институт начинался с первого и единственного Ректора – Н. С. Алферова, с первого, самого справедливого, декана – Ю. Н. Лукоянова, с первых заведующих кафедрами – Алферова Н. С., Коротковского А. Э., Давидсона Б.М., Десятова В.Г., с первого Комитета ВЛКСМ, с первой Маевки, с первой учебы, а главное с первых студентов – первых 330 студентов архитектурного.

Лирическое отступление

Пусть не сложится впечатление, что в то время были одни неисправимые нигилисты, которые отрицали всё, что было у архитекторов до этого. Наоборот. Многое было принято безоговорочно: например, проект оставался самым святым делом. Встречая в коридоре прозрачное существо с ошалелыми глазами, никто не удивлялся и не хмыкал – все знали: он ТАМ, в своей ИДЕЕ. А как ревниво рассматривались планшеты соседа! Тройка по проекту становилась трагедией, Троечник по проекту вызывал снисходительное сочувствие…

Удивительные превращения происходят с традициями. Кто не знаком с разногласиями между студентами и преподавателями по поводу количества планшетов? Только тогда всё было наоборот. Придумывая самые невероятные причины, студент доказывал, что надо вычертить еще один планшет, иначе его «ИДЕЯ» просто не поместится. А учебная часть безжалостно срезала «квадратные метры».

Желание научиться архитектуре удовлетворялось не только на лекциях и в библиотеке. За счастье почиталось рисовать траву на планшетах дипломника – значит, признали способным выполнять квалификационную работу! «Мэтры» ходили по аудиториям и придирчиво выбирали «рабов». В дипломатскую можно было войти, только постучав.

Было время, фасады отмывали вдохновенно, – а в 1980-е годы – аэрографом, раньше над проектом забывали поесть – теперь за обедом забывают о проектировании, раньше делали проекты как могли – теперь могут не делать…

Вторую часть воспоминаний профессора УрГАХУ Сергея Иосифовича ИА «Уральский меридиан» опубликует в субботу, 20 мая. Речь пойдёт о том, как Архитектурный институт переезжал и осваивался в своём нынешнем здании на Карла Либкнехта, в котором в те годы располагалось обычное общежитие.

Воспоминания профессора подготовила к публикации Ольга Иванченко.

Об уральцах, их судьбах, удачах и достижениях ИА «Уральский меридиан» рассказывает в спецпроектах «УрФО в лицах» и «Персона».