Войти в почту

Раннее агрообразование обсудили в Волгограде на первом всероссийском форуме

Работа нового образовательного съезда стартовала в Волгоградской области. Это Всероссийский форум раннего аграрного образования «Агроклассы 2.0», который проходит при участии представителей 37 регионов.

Раннее агрообразование обсудили в Волгограде на первом всероссийском форуме
© Волгоградская правда

Кадры для земли 

В течение двух дней эксперты из десятка российских субъектов, в том числе Тюменской, Саратовской, Воронежской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Республики Татарстан, а также Красноярского и Хабаровского краев (присоединяется дистанционно) поделятся опытом работы в сфере раннего агрообразования, а также сформируют предложения, касающиеся развития этого направления. В числе участников форума – руководители профильных вузов, федеральные и региональные чиновники от АПК, сельхозпредприниматели. 

Как сообщил с форума корреспондент «Волгоградской правды.ру», в первый день, 11 мая, идут дискуссии, обмен опытом. 

– Новые условия развития АПК требуют и новых подходов к подготовке кадров, – сказал на открытии форума заместитель губернатора Василий Иванов. – Сейчас разрабатывается программа развития отрасли до 2034 года, и аграрное сообщество подключилось к этой работе. Мы понимаем, что, инвестируя миллиарды рублей в АПК, но не готовя кадры, сложно говорить о развитии.

В Волгоградской области в связи с этим занялись активной профориентационной работой в школах, создаются агроклассы, идет взаимодействие с образовательными учреждениями для качественной подготовки будущих студентов, внедряется наставничество. Большим шагом стало проведение самого форума. 

– Это первый Всероссийский форум раннего аграрного образования, и проводится он в нашем регионе, – сказала директор волгоградского агролицея Людмила Канищева. – Его цель – собрать на одной площадке представителей вузов, образовательных учреждений, органов власти, агробизнеса. Ключевой вопрос – поиск механизма взаимодействия для развития движения агроклассов в России. Сейчас настало время, когда в регионах уже накоплен определенный опыт, но он разрозненный, поэтому возникла идея регламентировать его и обменяться передовыми практиками. 

Идея проведения форума, естественно, принадлежит волгоградцам. Аграрный вуз получил одобрение на федеральном уровне. 

В самой Волгоградской области, например, действует лицей (создан при участии профильного вуза), в котором по программам раннего агрообразования обучается более 1200 школьников 5–11-х классов. Так, для них разработано девять дистанционных программ, ориентированных на разный возраст и подготовку. Ученикам 5–6-х классов прививают интерес к профильным дисциплинам, с учениками средней школы проводят профориентационную работу, а старшеклассники занимаются точечными исследованиями в проектных мастерских под руководством наставников.

Вуз проводит с подростками мастер-классы, устраивает экскурсии на сельскохозяйственные производства, организует профильные смены в оздоровительных лагерях. В Волгоградской области выстроилась и успешно работает целая система взаимодействия с агроклассами.

За осознанный выбор профессии

Впрочем, единой системы на госуровне пока, к сожалению, нет. То есть каждый вуз или регион готовит будущих аграриев под себя и свои потребности. Волгоградский форум как раз призван изменить эту ситуацию. 

– Я приехала на волгоградский форум, потому что интересна сама тематика агроклассов, ведь раннее профессиональное ориентирование школьников – это перспективное сегодня направление, – сказала представитель одного из ветеринарных вузов Москвы Светлана Захарова. – На форуме можно поделиться своим опытом и перенять новое у коллег. Мы давно сотрудничаем с волгоградскими специалистами. 

Столичные гости, к слову, рассказали о работе предакадемических классов. В них занимаются дети, которые связывают свое будущее с ветеринарной медициной. На занятиях специалисты показывают, как правильно ухаживать за животными, кормить и лечить. То есть детей готовят к осознанному выбору будущей профессии.

– Отрасли нужны специалисты, которые способны генерировать актуальные знания, разрабатывать технологии и успешно внедрять их в производство. Для этого нам требуется диалог между бизнесом, вузами, ссузами, школами, органами власти. Сегодня мы работаем над привлечением в вуз талантливых абитуриентов, мотивированных развиваться в аграрной профессии. Мы рады, что первый всероссийский форум для обмена практиками проходит на героической Сталинградской земле, – отметил ректор Волгоградского аграрного вуза Виталий Цепляев. 

В Волгоградской области действуют программы и учреждения для ранней профориентации, в том числе инжиниринговые центры, Дом научной коллаборации. Помимо этого, развивается дуальное образование, внедрена система наставничества на промышленных предприятиях. Регион в числе первых вошел в федеральный проект по созданию детских технопарков «Кванториум», благодаря нацпроекту «Образование» в колледжах и техникумах создано свыше 90 современных мастерских. С 2022 года в регионе успешно реализуется федеральный проект «Профессионалитет».