Топ-методолог Диана Гладких рассказала о плюсах и минусах обучения в интернете
В интернете есть множество обучающих роликов и онлайн-курсов на различные темы. Насколько они эффективны? Или все-таки знания нужно получать в аудитории с преподавателями, а иначе они не воспринимаются как что-то действительно полезное? Об обучении в онлайне и офлайне рассказала профессиональный методолог, создатель онлайн-курсов, основатель ED-проекта «Школа смыслов» Диана Гладких.
Продвинутая инструкция
Ролики на Youtube-канале, как и любые записанные лекции или видео, даже созданные профессионально - это только первый уровень образовательного этапа. Они предоставляют нам первичную информацию. Далее мы сами используем полученные новые знания и можем что-то из увиденного внедрить. Но при этом мы должны понимать, что такие знания являются лишь первым соприкосновением с материалом. В таких роликах есть функции, алгоритмы, действия, которые можно пошагово использовать в своей работе, можно посмотреть, как, например, настроить приложение в телефоне или как разобрать фен. Такие демонстрации не являются форматом обучения, а представляют из себя усовершенствованные видео-инструкции.
Видео-ролики - это больше информационные продукты и если они сделаны качественно, мы можем ими пользоваться, но ожидать, что через них мы всему научимся и изменим свое поведение, начнем действовать по-другому, научимся сразу продавать или лечить, если до этого не продавали и не лечили или учить, то это наивно. И даже если у кого-то случаются такие выдающиеся результаты, то это скорее про высокий уровень осознанности у людей, которые не просто посмотрели ролик на Youtube, а после него пошли и лично внедрили увиденное. Но в любом случае таким «вундеркиндам» необходима подробная консультация у наставника или эксперта, чтобы понять правильно ли были внедрены полученные знания или нет
У роликов и курсов в интернете свои задачи
Образование - это более широкая и сложная система, которая не только передает знание. Образовательный процесс формирует умение, навыки, опыт, ценности, компетенции. Получить весь этот перечень можно лишь путем взаимодействия с преподавателем, тренером, экспертом, который будет давать обратную связь, корректировать, оценивать, который будет направлять и фиксировать, правильно ли мы сделали или нет, и как усвоенное применить еще эффективнее.
Никто из людей-практиков и предпринимателей не будет учиться через Youtube-ролики, потому что им важно быстро получить необходимый навык, оперативно сформировать умение, внедрить и получить результат. У бизнесменов есть четкая связка «обучение и получение результата». Результат может выражаться в виде прибыли, в виде масштабирования или путем привлечения новых клиентов, и предприниматель четко понимает, что он лучше обучится у реального практика и внесет изменение в свой проект, получит результат, чем просто посмотрит запись в интернете и потратит драгоценное время.
Новый тренд в образовании
Кроме обучающих роликов на различные темы в интернете представлены и всевозможные курсы. Вот это уже совсем другой уровень. Курсы сформированы под конкретную задачу: это или общая программа, или дополнительные знания по уже освоенной теме. Свой расцвет онлайн-образование получило в период вынужденной изоляции, когда из Сети на всех лавинообразно были вылиты огромные потоки информации. Конечно, много было у дистанционного обучения минусов, но главная его заслуга заключалась в том, что все привыкли к получению новых знаний не в аудитории, а из любой точки с помощью интернета.
В 2020-2021 годах ниша онлайн-образования охватила очень многие сферы, став на время единственно возможным вариантом обучения для школьников и студентов, но также и предложила варианты для бизнеса. Главное достижение вынужденной меры изоляции в пандемию стало то, что образование стало доступным, и перед всеми открылись широкие возможности получить новый уровень знаний. У людей внезапно появился доступ к лучшим практикам, известным специалистам, к большому потоку знаний, которых к тому же стало возможно приобретать, не выходя из дома.
Онлайн – всерьез и навсегда
Поначалу не все с оптимизмом восприняли новый тренд виртуального образования. Многие специалисты утверждали, что с окончанием пандемии, все вернутся в привычный офлайн-формат, но два года, проведенные в онлайне, многим открыли иные варианты работы не только в офисе. Люди стали работать удаленно и научились удаленно учиться. Все это подтвердило статус дистанционного получения знаний, не как временного и вынужденного, а оставило онлайн-образование в высокой степени востребованности. Этот доступный и понятный формат, пришедший стихийно на помощь фундаментальному образованию, стал способным закрывать большое количество потребностей в профессиональной среде.
Конечно, не все профессии можно изучать в онлайне, не все технологии можно освоить удаленно, но не стоит забывать и про то, что мы находимся только в начале пути развития виртуальных технологий, с приходом которых стало возможно решать многие моменты и позволить дистанционному образованию стать еще более функциональным, понятным и удобным.
Говоря о качестве, стоит отметить, что передача навыков дистанционно или при непосредственном присутствии в аудитории, ни в чем не будет отличаться в плане результативности. Для каждой категории специалистов стоят разные задачи. И в период большой востребованности профессий из разных ниш, онлайн-образование в большой степени может закрыть запросы, потому что с помощью различных программ, методик, сервисов, инструментов и технологий у ученика можно сформировать правильные компетенции и знания, при условии, что обучение будет выстроено грамотно.
Если на курсе правильно организован процесс обучения, есть практика, разборы кейсов, обратная связь, когда наставник формирует у слушателей заявленные в программе навыки, то не существует разницы между вариантами передачи знаний - в аудитории или дистанционно. При этом можно усовершенствовать свое мастерство из любой отдаленной точки с помощью онлайн-курсов и быть конкурентоспособным на рынке труда.