Распределение или ярмарка вакансий - как решить нехватку кадров в промышленности
Законопроект, предусматривающий для студентов, обучающихся за счет бюджета, обязательную отработку по распределению, внесен в Государственную думу.
Документ подготовлен Государственным советом (парламентом) Татарстана и предполагает внесения изменений в действующий закон «Об образовании». Разработчики предлагают зачисление студентов «на бюджет» при обязательном заключении соглашения о последующем трудоустройстве на три года по своей профессии.
Согласно законопроекту, вопрос о трудоустройстве будущего выпускника должен быть решен не менее чем за четыре месяца до получения диплома. Место работы молодого специалиста должна будет определить специальная комиссия, созданная администрацией вуза. Кстати, авторы предлагают для некоторых категорий выпускников трудоустройство по месту жительства – для инвалидов первой и второй группы, для лиц, имеющих родственников с инвалидностью, беременных дам и их мужей, а также родителей, воспитывающих ребенка в возрасте до трех лет.
К проекту закона приложена пояснительная записка, в которой говорится, что принятие данного закона позволит гарантированно обеспечить выпускников вузов работой, а предприятия – квалифицированными кадрами, тем более, что государство тратит немалые средства на обучение студентов-бюджетников.
Приведенная статистика министерства труда Татарстана показывает, что в настоящее время в регионе остаются незакрытыми около 40 тысяч вакансий, из которых 6,7 тыс – рабочие профессии. А в конце прошлого года обострилась кадровая проблема у предприятий ВПК, которым необходимо около 5,5 тыс работников.
Также в пояснительной записке отмечается, что общая потребность отраслей промышленности и торговли в Татарстане «в подготовке кадров по всем уровням образования на 2024-2030 годы составляет 91,8 тыс человек, в том числе по подготовке специалистов со средним профессиональным образованием: квалифицированных рабочих – 54,3 тыс человек, специалистов среднего звена – 16,8 тыс. человек; с высшим образованием – 20,7 тыс. человек».
Профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов напомнил, что в настоящее время существует целевой набор в вузы, когда абитуриент поступает в вуз на бюджет по направлению от ведомства или предприятия.
– Понятно, что в данном случае речь идет о государственных структурах. Однако целевой набор сталкивается с рядом трудностей. Понятно, что заставить человека трудиться там, где он не желает, невозможно – у нас принудительный труд запрещен конституцией.
«СП»: Но тут-то речь идет о добровольной работе. Или почти добровольной – человек знал, на что шел.
– Почему студенты после вуза не хотят работать по направлению? Из-за низкой зарплаты и неудовлетворительной социальной инфраструктуры. Конечно, он три года все-таки отработает. Но качество его работы при низкой мотивации будет соответствующим. Нужно ли это государству, чтобы работник таким образом выполнял свои профессиональные обязанности? Сомневаюсь. Ему самому это тоже не нужно. Вот в чем проблема.
«СП»: Но ведь есть места, где катастрофически не хватает кадров.
– Можно использовать работу вахтовым методом. Скажем, требуются работники в отдаленное медучреждение или школу. Подбираются работники в центре из числа людей, готовых поехать на территорию, где ощущается нехватка специалистов. При этом зарплата должна быть, конечно, выше. Одновременно за ними бронируется рабочее место там, откуда их направляют. Это, на мой взгляд, будет правильно. Повторюсь, практика убедительно доказала, что принудительный труд запрещен, он нецелесообразен и неэффективен.
Доцент кафедры коммуникационного менеджмента факультета политических и социальных технологий РГСУ Михаил Гундарин напоминает, что вопрос о распределении вчерашних выпускников вузов дискутируется уже не первый год.
– При этом следует помнить, что количество бюджетных мест в вузах сегодня не настолько уж и велико. В гуманитарной сфере считанные единицы, можно сказать. Скажем, чтобы понимать разницу, в сфере журналистики может быть десять бюджетных мест, а в сферах, связанных с математикой или физикой – сто. Речь здесь не о количестве, а о примерных пропорциях. В принципе, этот закон касается большей частью студентов, чьи профессии связаны с производством, получают технические специальности, или хотят стать педагогами. Свободных интеллектуалов это никак не коснется.
«СП»: Насколько в нынешней ситуации принятие такого законопроекта обосновано?
– Если мы посмотрим, где работают вчерашние студенты-бюджетники, получившие технические специальности, то увидим, что зачастую они трудятся вовсе не по той профессии – в торговле, еще где-то. И тут какая-то логика, справедливость, имеются. Государство здесь вправе предъявить им: мы тебя, получается, несколько лет на инженера учили, а ты идешь колготками торговать. С другой стороны, студент может возразить: я готов пойти работать инженером, если бы это было хорошее современное предприятие с достойной заработной платой, нормальными условиями труда.
«СП»: Сразу вспоминается прогремевшее на всю страну скандальное высказывание одной региональной чиновницы про завышенные требования выпускников вузов....
– Но ведь такое распределение, и мы это помним еще по советскому периоду, могло быть чисто формальным. Скажем, молодому специалисту могут заявить, что соответствующих его квалификации должностей пока нет, поэтому вместо инженера ему стоит какое-то время поработать, предположим, мастером. Причем отвертеться он не может. Но такой расклад тоже неправильным будет. Поэтому здесь должна быть честная игра. Человек отрабатывает по своей специальности и квалификации необходимый период, за что получает полагающиеся ему блага.
«СП»: А сами-то студенты готовы пойти поработать по распределению? Или у них уже укоренилось некое восприятие периода после обучения как «свободного полета»?
– Очень многие готовы, потому что поиск работы – достаточно сложное и утомительное занятие. Порою работодателю нужны специалисты с опытом, которого у вчерашнего студента, по понятным причинам, заведомо нет. То есть, проблема с трудоустройством, согласно полученной квалификации, конечно, существует. Скажем, компания, работающая в сфере фармацевтики и биотехнологий может взять на работу одного студента из всего курса, остальным же придется «выплывать» самим. На мой взгляд, чтобы процедура распределения не была принудиловкой и проходила наиболее эффективно, ее следует сделать в виде такой своеобразной ярмарки – чтобы предприятия предлагали места, а студенты выбирали. Скажем, есть у предприятия какое-то количество мест, которые предлагают занять студентам. Происходит диалог между студентами и работодателями, все делается по-честному. Думаю, это будет лучшим решением.