Дышим пяткой и находим новые мышцы - мастер-классы ГИТИСа в Омске
Педагог по сценической речи Татьяна Васильева провела мастер-класс для артистов омского Музыкального театра. В Омске в эти дни проходят прослушивания в ГИТИС - преподаватели Российского института театральных искусств, основанного в 1878 году, отбирают студентов на актёрский факультет и факультет музыкального театра. Специалисты не только отсматривают талантливую омскую молодёжь, но также проводят мастер-классы уже для профессиональных артистов. Для труппы Омского музыкального театра старший преподаватель ГИТИСа по основам сценической речи и сценической речи в драматическом театре Татьяна Васильева объяснила механику речи артистов музыкального театра и поделилась практическими советами. Татьяна Васильева - Школ преподавания сценической речи очень много, и не только по городам. Внутри Москвы каждый вуз тоже придерживается своего подхода. В Санкт-Петербурге мы вообще можем считать количество школ по количеству педагогов, поэтому обмен очень важен и интересен. Я всё-таки приверженец гитисовских методов: мы следуем словам Козляниновой и Саричевой, внедрявших сценическую речь в программы подготовки актёров и режиссёров. Мы за фундаментальную историю, направленную на точное и ясное выполнение задач в адрес голосового развития. Да, что-то у нас всё же основывается на воображении и визуализации, но чётко и ясно владеть упражнениями, которые формируют правильную речь, голос и дыхание - это основа, - рассказала Татьяна Васильева. Тренинг - экспресс-путь к осознанному обращению с голосовым и артикуляционным аппаратом. Многие упражнения нашим артистам уже знакомы ещё со студенческих лет, и многое кажется простым и понятным, но, несмотря на это, отказываться от упражнений нельзя - практиковать и вспоминать базу необходимо даже мастерам. Начинать работу Татьяна Васильева советует со снятия напряжения - в зажатом состоянии тела, голоса или челюсти работать невозможно. Необходимо находиться в расслабленном состоянии и с самоотдачей выполнять все упражнения. - Артист начинается с языка. Не как с органа, конечно, а как с действия. Речь - основной инструмент в словесном действии. Нам важно, чтобы наши студенты понимали, что они делают и для чего они это делают в техническом плане. Интуитивность - это замечательно, но понимание даёт возможность мыслить трезво. Понимание - это некий диалог с собой, - замечает педагог. - Мой урок не строится без работы над дыханием - это основа, без которой мы не сможем сдвинуться с места. Будем неправильно дышать - посадим связки и дальше всё как снежный ком. В конце спектакля можно остаться без голоса. Актёр - профессия синтетическая: и жонглировать нужно уметь, и пяткой дышать. Все странности: позы, звуки - это необходимые провокации, которые ведут к блеску партий. Чувствовать себя на сцене свободно артистам помогает умение находить комфорт и баланс в самых дискомфортных обстоятельствах. - В нашей профессии начать деградировать легко, поэтому важно постоянно находиться в тонусе. В моей консерватории сценическая речь преподавалась по методам Чарели. Они, я бы сказала, несколько старинны и базируются на 20 упражнениях. Сегодняшний тренинг был изобретательным - педагог вносила в упражнения своё видение. Здорово, что она смотрела на нас именно как на вокалистов, потому что часто считают, если ты артист, значит, можно не обращать внимания на то, что ты артист музыкального театра. Сегодня же нам объяснили механику речи именно в нашем направлении, когда нужно постоянно переходить с вокала на разговор. Речь у меня плюс/минус в норме (улыбается) , но вот с произношением согласных иногда поработать приходится, - отметила солистка Омского музыкального театра Евгения Шарыгина. - Наша работа - ежедневное самосовершенствование. Отдыхать нельзя - все навыки исчезнут. Что касается сценической речи, когда я училась в консерватории, профессура старой закалки в лучших традициях оперы говорила и пела одинаково округло. Сейчас эта традиция уходит. Современные певцы больше приближены к речи. Традиции меняются - время вносит коррективы, - отметила солистка Ольга Григорьевская. В ходе тренинга Татьяна Васильева напомнила о необходимости умения быстрого перехода с вокала на речь, а также посоветовала артистам больше направлять звук в зубы. Также старший преподаватель ГИТИСа заметила, что в вокале, в отличие от повседневной речи, орфоэпия и ударения не соблюдаются. - Самостоятельной работы порой не хватает. Такие встряски необходимы артистам на регулярной основе. Я обнаружил в себе новые мышцы, когда мы, лёжа на спине, почти стоя на мостике, практиковали дыхательную гимнастику. Во время неё необходимо быстро выдыхать носом, не обращая внимания на вдох. Работает вообще всё: мышцы живота, рёбер. Форма тренинга, когда артисты собираются вместе, задаёт немного конкурентную среду. Ощущения бодрят и не позволяют халтурить, - рассказал солист Музыкального театра Кирилл Кириллов. Несмотря на то, что некоторые упражнения проходят в формате игр, они придуманы не для развлечения - в них всё научно обоснованно. Тренинги с теннисными мячами практикуются, чтобы задействовать в работе над речью не только артикуляционный и голосовой аппараты, но и все части тела. Так артисту проще наладить координацию с самим собой. Для ГИТИСа важно не только собирать лучших абитуриентов по всей стране, но и способствовать их последующему возвращению в родной город . Для того чтобы пройти прослушивание в театральный вуз, омичи готовы даже бегать по лестнице . О мастер-классе по актёрскому мастерству от преподавателей ГИТИСа для студентов ОмГУ расскажем совсем скоро. Фото: Илья Петров