27.04-25.06 Выставка «Учитель-ученик. Репин и Бродский» в Музее-квартире Исаака Бродского
Экспозиция объединила более 30 предметов из коллекции Музея Академии художеств: это живописные и графические произведения И. Е. Репина, его личные вещи – в том числе уникальные кисти художника и краски конца XIX – начала XX вв. Выставка представляет одного из самых известных живописцев с новой стороны – как преподавателя Петербургской Академии художеств, пейзажиста и неутомимого графика.
В 1894 году Илья Репин стал профессором Петербургской Академии художеств и возглавил одну из живописных мастерских, где преподавал до 1907 года. Существовало мнение, что Репин не был достаточно скрупулезным преподавателем и не имел особой системы или метода преподавания, тем не менее, как писал И. Э. Грабарь: «Великим учителем он все же был. Для воспитанников Репин являлся непревзойденным авторитетом. Они уважали его не только как большого мастера, но и как человека. Прежде всего ценили его любовь к молодежи и бережное отношение к проявлениям таланта».
В своей же работе Репин был невероятно скрупулезен – зачастую мог по несколько раз переписывать одну и ту же работу до тех пор, пока она не будет соответствовать его видению. Где бы ни находился Илья Ефимович, у него всегда под рукой был карманный альбом и карандаш для того, чтобы иметь возможность выполнить набросок интересного типажа или пейзажа. Так в экспозиции представлен альбом художника за 1898 год, в котором представлены русинки, наброски и заметки Репина, сделанные им в Константинополе.
Репин считал, что профессор-руководитель должен с кистью в руках демонстрировать свой творческий метод и свои приемы письма, а не излагать по трактатам о живописи законы художественного ремесла. Он не стремился прививать ученикам свое мировосприятие и не требовал повторять формальные приемы своего живописного языка. Обращаясь к студентам, он говорил: «Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета. Учитесь у больших мастеров, постигайте суть их искусства, но не заимствуйте их внешнюю манеру».
Мастерская Репина вместо положенных тридцати, иногда насчитывала более девяноста учеников. Через нее прошли художники самого разного уровня, в том числе такие выдающиеся мастера русского искусства, как: И. Я. Билибин, И. Э. Грабарь, Д. Н. Кардовский, Б. М. Кустодиев, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов, Н. И. Фешин и другие.
Одним из самых любимых учеников Репина стал Исаак Бродский, который привлек его внимание незаурядными способностями
Одним из самых любимых учеников Репина стал Исаак Бродский, который привлек его внимание незаурядными способностями, упорством и одержимостью искусством. Достаточно быстро между ними установились теплые дружеские отношения, продолжавшиеся до самых последних дней жизни Репина. Так, например, в экспозиции представлена палитра И. И. Бродского из фонда Музея Академии художеств, которую Исаак Израилевич предположительно оставил у Ильи Ефимовича во время одного из сеансов живописи в «Пенатах», где Репин провел последние 30 лет своей жизни.
Отдельного внимания заслуживают также пейзажи, представленные в экспозиции. Несмотря на то, что Репин наиболее известен как художник портретного и исторического жанров, ему принадлежит и большое количество пейзажных произведений. Одно из наиболее известных – холст «Какой простор». На выставке «Учитель-ученик» представлен эскиз к этому полотну, исполненный Репиным в 1903 году.
Из менее известных, но все же, несомненно, заслуживающих внимания произведений И. Е. Репина, на выставке представлены его пейзажи «В долине Помпеи», «Неаполитанский залив ночью», «Нормандский берег», выполненные автором в 1873-1874 гг. во время пенсионерской поездки художника после окончания Академии художеств.
Учитель-ученик. Репин и Бродский
27 апреля – 25 июня 2023 Музей-квартира Исаака Бродского (пл. Искусств, 3)