Войти в почту

В РПЦ предложили создать этический кодекс российского педагога

МОСКВА, 20 апреля. /ТАСС/. Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства предложила создать этический кодекс российского педагога, он поможет учителям решать конфликты и повысит качество образования. С инициативой выступил в четверг председатель комиссии иерей Федор Лукьянов.

"Учитель, не имеющий основ морали и нравственности, не может быть воспитателем детей и молодежи. Ошибки педагога <...> будут видны в будущем. В связи с этим предлагаю обсудить разработку и утверждение этического кодекса российского педагога. Разработка должна начинаться с осознания значимости этого вопроса, обсуждения его среди коллег, это большая работа", - сказал он на заседании рабочей группы комитета Госдумы по просвещению по вопросам детской безопасности, защиты жизни и здоровья обучающихся и педагогических работников.

Лукьянов добавил, что создание единого этического кодекса позволит "унифицировать подход" к решению этических проблем и конфликтов, поможет педагогам принять правильное решение в сложной ситуации. Также это будет важным шагом в повышении качества образования.

"Считаем, что сегодня назрела острая необходимость разработки и утверждения, условно говоря, документа под названием "Обещание российского педагога", по аналогии с клятвой Гиппократа, включив его в федеральный закон об образовании, которое послужит в установлении высоких стандартов профессиональной этики среди педагогов", - отметил он.

По его словам, особое внимание надо обратить на защиту педагогов от противоправного поведения учеников. Лукьянов озвучил статистику, согласно которой в российских школах порядка 70% педагогов хотя бы раз подвергались насилию со стороны учеников. Более половины признались, что не чувствуют уважения к своему труду. На основании этих исследований он предложил рассмотреть возможность ужесточения ответственности родителей за неправомерное поведение детей в школе "в виде административного штрафа".

Председатель комиссии также выразил мнение, что педагог должен иметь возможность обратиться за юридической и психологической помощью в профессиональные организации. Он предложил закрепить статус профессиональных педагогических сообществ в законодательных актах.

Правовой статус педагога

"В 2006 году был принят модельный закон о статусе работника образования, его целью было повышение статуса педагога во всех странах, входящих в состав СНГ. <...> Нам необходимо вернуться к интеграции положений в российское законодательство. В настоящее время правосубъектность педагогического работника на законодательном уровне не отвечает социальной значимости педагога. Считаем необходимым разработать механизм, расширяющий правосубъектность педагога", - пояснил он.

Как полагает Лукьянов, повысить статус педагога можно путем приравнивания его к статусу госслужащего с предоставлением соответствующих госгарантий.

"Предлагаем также предусмотреть возможность установить в федеральном законе <...> основные госгарантии для педагогов, предусмотрев равные условия оплаты труда, сопоставимые показатели оценки эффективности и результатов профессиональной деятельности, дополнительное медицинское страхование педагогов и членов их семей, в том числе после выхода на пенсию, защиту педагога и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий, связанных с исполнением ими должностных обязанностей", - уточнил он.