Психологи - последний рубеж?
Эту инициативу ведомство объясняет участившимися случаями проявления насилия в школьной среде, и изменить ситуацию, по мнению специалистов, должны психологи.
Даже термин такой есть - «буллинг», то есть травля, агрессивное преследование одного человека другим или другими. Буллинг может выражаться по-разному: от непристойных шуток и оскорблений до избиения. И самое печальное, что чаще всего он сегодня используется именно в школах. Порой с трагическими результатами.
В министерстве определили, что в детских садах должен работать один педагог-психолог на 200 воспитанников, в школах - один на 300 учеников, в колледжах - один на 500 студентов. Цифры эти сразу вызвали сомнения у экспертов: нагрузка на психологов может оказаться непосильной, и эффективность их работы будет низкой. Но разберемся подробнее.
Согласно статистике, на каждого школьного психолога сегодня приходится от 150 до 900 учащихся, в то время как средняя наполняемость московской городской школы - 550-950 человек. То есть, если исходить из новых нормативов Минпросвещения, детей много, а психологов слишком мало. Представим: почти тысяча непростых столичных ребят, каждый из которых обвешан проблемами с учебой, с друзьями, в семье, и проблемы эти имеют свойство быстро переплетаться и обостряться, но на всех один психолог!
По данным Всемирной организации здравоохранения, в России на 100 тысяч населения насчитывается всего 4 психолога, в соседней Белоруссии - 5. Для сравнения: в Канаде на 100 тысяч населения - 48 специалистов, в США - 29. А к лидерам по количеству психологов можно отнести Аргентину (222 психолога на 100 тысяч), Нидерланды (123) и Финляндию (109). То есть там заботятся о психологии граждан, а мы по этому показателю где-то совсем в конце, вероятно, на уровне африканских стран.
Педагоги утверждают, что число актов агрессии детей по отношению друг к другу растет от безнаказанности, игнорирования со стороны учителей на более ранней стадии возникновения конфликтов и неумения их разрешать ненасильственным образом. «Чтобы справиться с этим, необходима целенаправленная работа, учителя не могут в одиночку противостоять этому негативу, - отмечает профессор кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Шукшина. - Должна быть комплексная работа психолога, преподавателя, родителя и администрации школы».
На фоне этих данных вполне оправданной выглядит идея Минпросвещения установить нормативы по числу психологов в школах и колледжах. Однако вполне очевидно, что реализация этих нормативов потребует значительно увеличить выпуск вузами специалистов, способных работать со школьниками. На сколько увеличить? Пожалуй, точных цифр сегодня не назовет никто. Но прикинем хотя бы масштаб задачи: как недавно сообщил президент, у нас в стране примерно 40 тысяч школ. То есть только для школ понадобится 40 тысяч специалистов! А есть еще и детские сады, и колледжи, которым тоже нужны психологи!
Похоже, проблема пока сильно запущена! Однако у нее имеется и другая сторона. Речь о квалификации кадров, об их способности работать на самом современном уровне.
«По нашему исследованию 2021 года в РФ только у трети школ была сформирована реальная, не по документам, психологическая служба, причин этому много», - подчеркивает руководитель психологической службы РАНХиГС Кирилл Хломов. Сейчас психологи в образовательных учреждениях сталкиваются со сложностями, с концепцией психологической службы, ее реализацией на местах и существующими, часто устаревшими представлениями об этом у администрации школ и руководителей департаментов. По словам К. Хломова, «важно отметить устойчиво высокие показатели самоповреждения, аутоагрессии и агрессивного поведения, которые, к сожалению, растут во всем мире».
Иначе говоря, состояние общества, в том числе и российского общества, меняется не в лучшую сторону. Депрессия, агрессия, утрата традиционных ценностей и многое другое создают достаточно некомфортную, нестабильную среду с очень непростым психологическим климатом. И первые, кто от этого страдает, - дети и подростки. На них сваливается все то, что «накошмарили» взрослые.
И когда Минпросвещения призывает противостоять этому школьных психологов, напрашивается вопрос: а по силам ли задача? Не похоже ли это, когда с гранатой под танк?! Или надо много чего поменять в обществе, в стране, в государстве?
Григорий Алексеев.