Марракеш, похоже, окончательно оправился от гнетущих последствий пандемии коронавируса и с наступлением весенних дней, пропитанных ароматами разноцветных субтропических цветов, привычно засверкал яркими огнями главного туристического центра и культурной столицы Марокко. Один из самых колоритных городов Северной Африки снова обрел себя и регулярно принимает международные кинофестивали, художественные выставки произведений современного искусства, кулинарные конкурсы и многое другое.
Марракеш разнообразен и разнолик. Для одних это колоритная и неизменно темпераментная средневековая медина, сотканная из бесконечных лабиринтов улочек, петляющих между шумными рядами базаров и ремесленных кварталов. Для других это большие районы, усеянные пальмовыми рощами, фешенебельными отелями и традиционными гостевыми домами (риядами). А для третьих — территория активного творческого процесса, приютившая разнообразные музеи, частные галереи и художественные мастерские.
Красно-охровый город королевства не перестает привлекать и вдохновлять на создание масштабных арт-проектов международного уровня, притягивающих как людей искусства, так и жаждущих красоты туристов. Пожалуй, лучшие из таких проектов рождены фантазией тех, кто предан своему делу и искренне любит Марокко.
"Возвращение рая" у подножия Атласских гор
На пути из Марракеша в живописную долину Урика, у самого подножия гор Высокого Атласа, на площади 2 га приютился восхитительный дизайнерский сад экзотических растений и монументальных скульптур Anima.
Идею придумал и воплотил в жизнь известный австрийский художник, режиссер, поэт и композитор Андре Хеллер, который, как и многие европейцы до него, влюбился в мистическую притягательность Марракеша. Для проекта был придуман броский и многообещающий слоган "Возвращение рая" (Le retour du paradis). Проект тщательно разрабатывался, а затем воплощался в жизнь в течение нескольких лет на почти голом участке земли, приобретенном Хеллером. Чтобы создать райский сад на большом пустыре, потребовался неустанный труд нескольких сотен садовников и рабочих под присмотром австрийского художника и команды его единомышленников.
Сад Anima открылся в 2016 году и практически сразу был признан профессионалами одним из самых успешных арт-проектов Марракеша последних лет. Хеллер, который в прошлом довольно долго занимался музыкальным творчеством, создал настоящую скульптурно-ботаническую симфонию под открытым небом, сумев соединить красоту марокканской природы с изяществом неожиданных художественных решений.
Взорам посетителя предстает пышный сад, состоящий из примерно двух сотен видов деревьев, кустарников и растений, среди которых выделяются стройные пальмы, кактусы разных форм и размеров, яркие субтропические цветы, бамбуковые заросли и вьющиеся лианы. Растения — центральный объект сада Anima. Они формируют цветовую гамму, отбрасывают тени и придают мягкость окружающему пространству.
Вдоль дорожек и тенистых аллей дизайнеры расставили скульптуры по мотивам известных произведений Пабло Пикассо, Огюста Родена, Кита Харинга и Александра Колдера, африканские статуэтки и маски, шатры кочевников и берберские ковры, журчащие фонтаны в арабском стиле и причудливые художественные инсталляции.
Сад полон сюрпризов и неожиданностей. Вдруг на пути возникает невысокая, но длинная стена, состоящая из больших каллиграфических надписей, керамических плиток с мозаикой и зеркалами. Или внезапно за углом появляется огромная желто-зеленая маска ростом выше человека, распыляющая изо рта в воздух мелкую и прохладную водяную пыль.
Название сада, как выясняется по мере его изучения, выбрано очень точно. Как известно, anima с латыни переводится как "душа". Сад Anima, предстающий зеленым освежающим оазисом в знойном климате марокканского юга, словно приглашает успокоить душу, окутать ее безмятежностью и наслаждением; посидеть на разбросанных повсюду скамейках и беседках, полежать в гамаках и на подушках и, расслабившись, послушать пение птиц, глубоко вдыхая аромат гибискуса, роз или цветов апельсинового дерева. Воистину рай, который вернулся.
Прогулка по саду Anima — это побег от повседневности в уютный мир, созданный благодаря гармоничному переплетению природы и искусства, где человек обретает спокойствие и наслаждается красотой, отдыхает и предается целительному созерцанию.
В конце путешествия по территории сада посетителя ждет изысканно оформленное кафе "Пол Боулз", названное в честь знаменитого американского писателя XX века, который так сильно полюбил Марокко, что прожил в нем около полувека.
"Красный сад" неиссякаемого вдохновения
Среди интересных культурных площадок Марракеша отдельного упоминания заслуживает центр художественного творчества "Красный сад" (Le Jardin Rouge), созданный более десяти лет назад международным фондом современного искусства "Монтрессо". Огромный комплекс, расположившийся посреди очаровательного сельского ландшафта близ небольшой реки Уэд-Зат с восхитительным видом на вершины гор Высокого Атласа, включает в себя резиденцию для художников, помещения-мастерские и обширное пространство для экспозиций.
Идея "Красного сада" в том, чтобы из года в год собирать из разных стран мира талантливых людей — художников, скульпторов, фотографов, мастеров причудливых инсталляций — и давать им возможность заниматься творчеством в максимально комфортных условиях. Авторы проекта поощряют межкультурный диалог, поиск новых форм самовыражения и всячески помогают распространению современного искусства, в том числе организовывая выставки и встречи с искушенной в этой теме публикой.
За прошедшие годы комплекс разросся, приобрел впечатляющую международную популярность и стал неотъемлемой частью культурной жизни Марракеша. Мне довелось оказаться в "Красном саду" поздней весной. Раскинувшийся на площади более 10 га, он выглядел как великолепное произведение ландшафтного искусства. Сочно-зеленые газоны вперемешку с разноцветными цветочными клумбами, отбрасывающие живописные тени стройные пальмы, жилые постройки в стилистике традиционной южно-марокканской архитектуры, скульптурные изображения животных. В такой бурлящей яркими формами среде человеческой фантазии трудно оставаться в состоянии покоя.
"Красный сад" с момента своего создания принял в своих гостеприимных стенах много талантливых людей, которые впоследствии приобрели всемирную известность. Среди них, например, немецкий художник Хендрик Байкирш, работающий в стиле стрит-арт. Его огромные фрески с выразительными портретами украшают фасады зданий в Нью-Йорке, Нью-Дели, Осло, Риме, Тулузе, а также в Марракеше и Рабате.
С большой теплотой кураторы "Красного сада" относятся к творческим личностям из России. Его резидентами в разные годы становились художники из таких городов, как Екатеринбург, Красноярск, Магадан, Москва, Нижний Тагил, Пермь и Санкт-Петербург.
"В 2009 году мой друг художник Ян Аникьев рассказал мне о своей поездке в резиденцию "Красный сад" фонда современного искусства "Монтрессо". Меня заинтересовал этот уникальный проект, так как туда изначально приезжали художники, имеющие уличный бэкграунд. Это представители из разных стран, в том числе мировые имена. В таком проекте осуществляется мощнейший обмен опытом, молодые авторы на протяжении всего времени пребывания в резиденции общаются с мастерами международного уровня и делают как сольные экспериментальные проекты, так и коллаборации, — рассказал известный мультидисциплинарный график и художник-монументалист из Красноярска Юрий Аверин. — Фонд несколько раз в год объявляет опенкол, и каждый желающий может подать заявку и пройти кураторский отбор. Если проект интересный, то художника приглашают для проведения творческих исследований и создания своего проекта".
"Мне интересно путешествовать, изучать мир и культуры этого мира. В Марокко в мою первую поездку в 2016 году я думал о связи человека с природой. Меня с детства интересовала Африка и этот вопрос. Каждую поездку я осуществляю новые проекты и эксперименты. И фонд предоставляет все необходимые условия и возможности для создания масштабных проектов монументального уровня, — продолжил Аверин. — Сотрудничество с "Красным садом" дает расширение кругозора и масштаба развития личности. Каждый раз я получаю новые знания, и у меня появляется возможность поделиться своим собственным опытом с другими. В резиденции у меня появилось много друзей во всех уголках нашей планеты. Работа в мастерских "Красного сада" происходит в команде, и каждый участник проекта делится своим опытом. Благодаря такому взаимодействию происходит многогранный обмен идеями, создаются коллаборации, опережающие время".
Сотрудники арт-комплекса по предварительной записи проводят интересные экскурсии, давая возможность гостям не только осмотреть территорию, но и заглянуть внутрь творческого процесса проживающих в резиденции художников.