Белорусское измерение Великой Отечественной

Для системы образования Республики Беларусь история - один из самых главных предметов. Достаточно упомянуть о том, что школьники по давней традиции сдают обязательный устный выпускной экзамен. Чтение учебной литературы раскрывает немало интересных для российского читателя особенностей.

Белорусское измерение Великой Отечественной
© Российская Газета

Тоталитарное заблуждение

В начале 1990-х гг. первые учебники истории только что получившей независимость Беларуси были ожидаемо антисоветскими, будучи похожими в этом отношении на аналогичные сочинения в других бывших союзных республиках, в том числе и в Российской Федерации1. Местная специфика заключалась в том, что антисоветское содержание причудливым образом уживалось в учебниках с сохранением основных марксистских догм наподобие классовой борьбы. В качестве прикрытия активно использовалась теория тоталитаризма, основательно устаревшая к тому времени на Западе, но на время получившая широкую популярность на постсоветском и постсоциалистическом пространстве2.

Обратимся к изданному в 1993 г. учебному пособию по истории Беларуси для 9-го класса, написанному минскими профессорами Владимиром Сидорцовым (р. 1935) и Виталием Фоминым (1927-2020). Заметим, что и до сих пор учебники в Республике Беларусь официально именуются учебными пособиями, и они не утверждаются, а допускаются министерством образования. Книга охватывает период новейшей истории ХХ века, а главное содержание этой исторической эпохи, на взгляд авторов, "определяется переворотом, который осуществили большевики в октябре 1917 г. и установлением власти Советов. Путем демагогических обещаний о светлом коммунистическом будущем, а также репрессиями и насилием они установили в стране антинародный тоталитарный режим, который просуществовал более 70 лет"3.

Учебное пособие по истории Беларуси для 9-го класса С. Панова, В. Сидорцова и В. Фомина.

Универсальное слово "тоталитаризм" в 320-страничном учебнике применимо ко всем негативным явлениям в БССР. Правда, Сидорцов и Фомин, получившие докторские степени в советские годы за исследования по истории белорусского рабочего класса и советских профсоюзов, в большей части изложения повторяли хорошо известные и до перестройки факты и мнения. Но в особо чувствительных местах оживлялись и тоталитарную идею продвигали крайне напористо. Таковы, в частности, размышления об "объективном характере русификации в условиях тоталитаризма"4. Авторы отмечали, что именно после разоблачения Хрущевым культа личности Сталина в БССР "стал расширяться синдром равнодушия к родному языку и национально-культурной жизни белорусов. Хотя это и трудно представить, но необходимо согласиться, что этому способствовала и демократизация общественной жизни, которую переживала страна после смерти Сталина"5.

Получается, что при злом и жестоком Сталине белорусский язык и культура прочно удерживали позиции и развивались, а хрущевская оттепель оказалась губительной. Речь идет об образовательных новациях 1958 г., когда "родители получили права решать вопрос о языке обучения детей в школах, в Беларуси началась широкая кампания по переводу белорусскоязычных школ в русскоязычные". И виноваты тут сразу все: и "социально-политическая система, которая основывалась на тоталитаризме и неограниченной централизации", и "близкая родственность белорусского и русского языков, что способствовало формированию в сознании людей ненужности изучения их обоих". А еще неправильный народ подобрался в БССР: "В конце концов своим равнодушным отношением к родному языку белорусы сами себя и наказали, потому что в итоге из их нации ускоренными темпами начало уходить в небытие многое из того, что составляет каркас каждой этнической общности"6.

Сталин без экивоков

Жаловались Сидорцов и Фомин в 1993 г. и на неправильный менталитет белорусского советского социума: "Главной причиной слабости диссидентского движения среди писателей и деятелей культуры Беларуси являлись не их инертность и преданность режиму, а состояние общества, которое было мало восприимчивым к оппозиционным движениям. Таким был менталитет общества, которое соответствовало существовавшему режиму власти"7.

Мемориальный комплекс "Хатынь" на месте сожженной гитлеровцами деревни. Фото: РИА Новости

Тридцать лет спустя эта оценка остается актуальной. Победа в 1994 г. на президентских выборах Александра Лукашенко проявила и традиционный менталитет общества, которое очень скоро получило совсем другие школьные учебники истории. Концепция тоталитаризма и рассуждения о русификации сначала ушли в них в тень, а в наше время и вовсе исчезли из текстов книг. Стержневой доминантой преподавания истории в белорусских школах становится история Великой Отечественной войны.

Современные белорусские учащиеся изучают войну четырежды в основном школьном курсе: по учебникам истории Беларуси для 9-го и 11-го класса и всемирной истории для тех же классов. История преподается по двум концентрам (циклам - Ред.): сначала с 6-го по 9-й класс проходят полный курс белорусской истории и с 5-го по 9-й - всемирной. В двух старших классах хронология повторяется, но преподавание ведется в более усложненном варианте. Главы по Великой Отечественной в каждом из четырех учебников представляют собой логичное законченное повествование позитивной и патриотической направленности8.

Герой Советского Союза Л.М. Доватор. 1941 г.

Одновременно во всех школах имеется специальная учебная книга "Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)" под редакцией академика НАН Беларуси Александра Ковалени. Последнее дополненное ее издание увидело свет осенью 2022 г.9. Преподавание факультативного курса по истории Великой Отечественной войны ведется на основе указа А.Г. Лукашенко от 22 ноября 2002 г. и приказа министерства образования от 27 мая 2004 г.10. Но отдельный курс по истории войны - нечто большее, чем просто обязательный факультатив. В конце нынешнего учебного года все учащиеся 9-х классов белорусских школ будут сдавать обязательный экзамен по истории Беларуси. 25 билетов по два вопроса в каждом утверждены приказом министра образования Андрея Иванца от 3 ноября 2022 г. Из 50 вопросов Великой Отечественной посвящены девять, и успешно ответить на них можно, непременно используя специальный учебник.

На его 246 страницах подробно представлена версия истории войны, основа которой в советские годы преподавалась в выпускном классе средней школы, когда на Великую Отечественную отводилось 20 часов учебного времени. Есть и важное дополнение к этой концепции - положительное, без привычных с хрущевских времен экивоков, отношение к деятельности Верховного главнокомандующего. В учебнике представлен текстовой портрет Сталина, который, в частности, "последовательно руководил борьбой против врага, принимал участие в разработке всех крупнейших военных операций. Один из организаторов антигитлеровской коалиции, участвовал в конференциях глав государств СССР, США и Великобритании в Тегеране (1943), Ялте и Потсдаме (1945). Под его руководством одержана победа советского народа над нацистской Германией и милитаристской Японией"11.

Коллаборационисты - пособники немецких хозяев

В учебнике о войне четко изложены причины войны, начиная с дальних подступов к ней в начале 1930-х гг. и боев в Испании. Внятно и доступно для старших школьников отражены основные битвы Великой Отечественной. Белорусское измерение войны представлено подробно и убедительно, особо акцентируется вопиющее расхождение с исторической правдой пытавшихся закрепиться в публицистике с начала 1990-х гг. взглядов о якобы положительной роли белорусских пособников Гитлера. Предельно ясно отмечается, что "в Генеральный округ Беларусь (ГОБ) были включены только 68 довоенных районов республики. Его площадь составляла четвертую часть довоенной территории с населением 3,1 млн человек"12.

В.Д. Соколовский (крайний слева) с Г.К. Жуковым и Б. Монтгомери в Берлине. 1945 г. Фото: РИА Новости

Однозначно и доказательно оценена роль местных сторонников нацистов: "Все созданные на оккупированной территории Беларуси коллаборационистские организации не являлись легитимными, они не представляли белорусский народ и не являлись его представителями. Это была небольшая группа самозванцев, которых германские спецслужбы использовали для реализации нацистских планов ограбления захваченной территории. Все коллаборационистские организации были созданы по инициативе германских властей, причем они не наделяли их ни политическими, ни организационными полномочиями. Коллаборационисты обязаны были выполнять приказы и требования немецких хозяев"13.

Изложение в учебнике приведено в соответствие с подписанным А.Г. Лукашенко 5 января 2022 г. законом Республики Беларусь "О геноциде белорусского народа". При рассказе о трагедии сожженной нацистами Хатыни в полном соответствии с исторической правдой упомянут и "118-й батальон, состоящий в основном из украинцев"14.

Никто не забыт

Школьники получают адекватное представление о героях войны на фронте и в тылу, в партизанских отрядах и подпольных организациях. Важнейшие фигуры Победы представлены в текстовых портретах, которые осознанно разнообразны - от маршала Георгия Жукова и всех командующих фронтами в операции "Багратион" по освобождению белорусской земли в 1944 г. до юных партизан и подпольщиков. Авторы постарались упомянуть и видных уроженцев Беларуси, внесших важный вклад в Победу, - генерала Льва Доватора, маршала авиации Степана Красовского, маршалов Василия Соколовского и Ивана Якубовского. К обширному списку героев следовало бы добавить недавно скончавшегося знаменитого разведчика Алексея Ботяна (1917-2020), родившегося в нынешнем Воложинском районе Минской области.

Командующий 2-й воздушной армией генерал-полковник С.А. Красовский. Фото: РИА Новости

Удачный параграф посвящен памяти о войне, там хорошо представлены книги, фильмы и песни о войне, созданные как в Беларуси, так и в СССР и России. Их привлечение на уроках значительно облегчит задачу учителя, к примеру, рассказ о сущности нацистской идеологии и практики станет гораздо весомее после просмотра документального фильма Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм". Тем, кто захочет узнать о Великой Отечественной побольше, предлагается качественный перечень архивных интернет-ресурсов.

После знакомства со специальным учебником о войне ученикам проще ответить на такой вот важный вопрос: "Американский или английский школьник может не знать, что такое Сталинград и Курск, но о том, что такое Эль-Аламейн, ему хорошо известно. В Англии свято верят, что именно тут произошла битва, которая стала переломом во Второй мировой войне. А как считаете вы?"15

Государственность как национальная идея

Важнейшей доминантой в преподавании истории Беларуси во всех учебниках становится появление и развитие различных форм государственности, начиная с создания в IX веке значимого для истории Древней Руси Полоцкого княжества и заканчивая современной Республикой Беларусь. Именно в этом ключе авторы учебников понимают и белорусскую национальную идею: "В условиях польского и российского влияний шел процесс формирования белорусской нации. Вызревало национальное самосознание белорусов... Понятной стала белорусская национальная идея. Ее сущность заключалась в создании белорусами собственного государства"16.

Такое прочтение собственной истории получит продолжение и на первом курсе всех белорусских вузов, где с 2022/2023 года введен обязательный курс истории белорусской государственности, по которому выпущен интересный и современный с научной точки зрения учебник под редакцией известного историка, члена-корреспондента НАН Беларуси Игоря Марзалюка17.

Замки Полоцка XVI в. на гравюре по рисунку С. Пахоловицкого.

Такой подход к собственной истории позволяет авторам учебников убедительно показать, зачем изучается история в школе, а также доступно объяснить самые непростые явления и события. В частности, о неоднозначной фигуре деятеля восстания 1863-1864 гг. на белорусских землях Викентия Константина Калиновского учебники упоминают, но в экзаменационных билетах для 9-го класса в нынешнем году такой вопрос не значится: связь повстанца с белорусской государственностью далеко не очевидна.

Важным дополнением к более глубокому усвоению особенностей развития процессов государственности могло бы стать более активное использование в процессе школьного преподавания истории XIX-XX столетий теории модернизации, тем более что положительный опыт ее разработки известными историками из Белорусского государственного университета Александром Кохановским и Сергеем Ходиным уже имеется18.

В главном же современные белорусские учебники истории адекватно отражают как развитие исторической науки, так и современное состояние государства и общества в Республике Беларусь.

1. См. например: Долуцкий И.И. Отечественная история. XX век. Учебник для X класса средней школы. Ч. 1-2. М., 1994.2. Подробнее см.: Кудряшов С. Пугало для некрофилов. Критические заметки о доктрине тоталитаризма // Родина. 2008. N 1. С. 23-27.3. Сiдарцо У.Н., Фамiн В.М. Гiсторыя Беларусi. Вучэбны дапаможнiк для 9 класа сярэдняй школы. Мiнск, 1993. С. 3.4. Там же. С. 200.5. Там же. С. 194.6. Там же. С. 194-195.7. Там же. С. 316.8. Паноў С.В., Сідарцоў У.Н., Фамін В.М. Гісторыя Беларусі, 1917 г. — пачатак XXI ст.: вучэбны дапаможнік для 11 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі. Мiнск, 2019; Касовіч А.В., Барабаш Н.В., Карзюк А.А., Йоцюс В.А., Мацюш П.А., Салаўянаў А.П.. Гісторыя Беларусі, XIX — пачатак XXI ст.: вучэбны дапаможнік для 11 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі. Мiнск, 2021; Кошалеў У.С., Краснова М.А. Кошалева Н.У. Сусветная гісторыя Навейшага часу, 1918 — пачатак XXI ст.: вучэбны дапаможнік для 9 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі. Мiнск, 2019; Кошалеў У.С., Кошалева Н.У., Краснова М.А. Сусветная гісторыя, XIX — пачатак XXI ст.: вучэбны дапаможнік для 11 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі. Мiнск, 2021.9. Каваленя А.А., Краснова М.А., Лемяшонак У.І., Новікаў С.Я., Далгатовіч Б.Д., Жылінскі М.Г., Козак К.І., Здановіч У.В., Мох А.М. Вялікая Айчынная вайна савецкага народа (у кантэксце Другой сусветнай вайны): вучэбны дапаможнік для 9(11) класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі. Мiнск, 2022.10. См. Грибан И.В., Баранов Н.Н., Научить помнить: Великая Отечественная война в образовательном пространстве Республики Беларусь // Преподаватель XXI век. 2019. N 1. С. 38-50. Имеются и другие интересные разработки курса истории войны. См. например: Корсак А.И. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): учебно-методический комплекс. Новополоцк, 2011.11. Каваленя А.А. и др. Указ. соч. С. 61.12. Там же. С. 87.13. Там же. С. 93.14. Там же. С. 102.15. Кошалеў У.С., Краснова М.А. Кошалева Н.У. Сусветная гісторыя Навейшага часу, 1918 — пачатак XXI ст. С. 111.16. Паноў С.В., Марозава С.В., Сосна У.А. Гісторыя Беларусі, канец XVІІI — пачатак XХ ст. вучэбны дапаможнік для 8 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі. Мiнск, 2018. С. 3.17. Гісторыя беларускай дзяржаўнасці / пад агульнай рэдакцыяй I.А. Марзалюка. Мiнск, 2022.18. Каханоўскi А.Г.Сацыяльная трансфармацыя беларускага грамадства (1861-1914 гг.). Мiнск, 2013; Ходзiн С.М. Беларуская вёска ў міжваенны час: шляхі і формы савецкай мадэрнізацыі (1921-1939). Мінск, 2014.