Режиссер Дмитрий Астрахан - о том, что ни один русский драматург не сделал столько для русского театра, сколько сделал Островский
Ни один русский драматург не сделал столько для русского театра, сколько сделал Островский. Он дал возможность вырасти целой актерской школе. Целые поколения артистов выросли на Островском. Когда ставят спектакль по Островскому в театре, то это для театра всегда огромный экзамен на все компоненты профессии. Ты понимаешь, что такое драма, что такое психологизм, ты понимаешь, что такое юмор в театре, что значит по-настоящему эмоциональное, затратное существование на сцене. Фраза "Тяжелый труд артиста" часто, бывает, звучит в интервью. Так вот, тяжелый труд артиста появляется в пьесах Островского, это требует от артиста огромного душевного напряжения, причем неважно, это будет комедия или драма. Островского нельзя играть спокойно, нельзя играть его "как бы реалистично", нельзя играть его с легкостью.
Островский актуален во всем! Во-первых, он прекрасный драматург, каждая его пьеса актуальна по-своему. Он умел находить ключевые проблемы, поднимать вопросы из жизни людей о человеческих взаимоотношениях, которые могут быть интересны зрителям сегодня. Меняется эпоха, но проблемы и конфликты остаются. Мы открываем новый сезон "Школы современной пьесы" моим спектаклем "Красавец мужчина".
Путь падения главного героя в "Красавце мужчине" мало исследуется. Важно рассмотреть его как драматического персонажа, показать весь путь его человеческой деградации, куда он идет ради материальных благ. Он герой-циник, который думает, как сделать свою жизнь благополучной, используя женщин. Островский поднимает проблему того, что мужчина готов продать себя ради благ и принести в жертву свою любовь, переступить через моральные, нравственные качества ради благополучной и беззаботной жизни. Это должно быть драматично, смешно и узнаваемо одновременно.
Я уверен, что в этой пьесе есть несколько открытий с точки зрения решения сцен, понимания взаимоотношений героев. Многие режиссеры уже ставили "Красавца". И чаще ставят как водевильное мероприятие, либо уходят в современность, просто переносят события в другое время и ищут новаторство в форме. Мы же вскроем глубинные конфликты взаимоотношений героев, тем самым покажем, что они очень современны сегодня и никуда не делись из нашей жизни. В нашем новом спектакле "Красавец мужчина" сценография будет очень интересная, будет яркий художник по костюмам. Мы делаем необычную сценографию и с точки зрения декораций, и с точки зрения костюмов. Мы остаемся в том времени, но делаем его максимально праздничным и дорогим.
Островский требует яркого актерского существования. Собрана хорошая актерская команда, играют и артисты театра - Елена Санаева играет большую роль, и приглашенные артисты: Анастасия Акатова, Александра Каштанова, Павел Баршак, Александр Семчев, Владимир Стержаков. Мы старались собрать состав людей, которые могут играть драму и комедию одновременно, чтобы создать яркие характеры. Будет оркестр, много музыки. Спектакль должен носить праздничный характер!
С одной стороны, Островский высмеивает слепую женскую влюбленность, когда женщина, влюбляясь, теряет разум, становится уязвимой, беззащитной, а с другой стороны, он восхищается этой влюбленной самоотверженностью. Мы пытаемся показать, что это не только смешно, но еще и драматично. Женщина ради любви готова на огромные жертвы - Островский это исследует, поэтому это интересно и характеры становятся глубокими.