Передовые инженерные школы подготовят кадры для самых востребованных отраслей экономики
До 2030 года в России будет создано около ста передовых инженерных школ (ПИШ) на базе ведущих вузов нашей страны. Задача таких школ - подготовить квалифицированные кадры для высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики, нацеленных на создание инновационных разработок и продуктов.
Передовые инженерные школы должны стать инструментом модернизации российской экономики и ее перехода на инновационный путь развития.
Уже сейчас действует 30 ПИШ в 15 регионах нашей страны. До конца 2023 года будет создано еще столько же. На их финансирование только в этом году направлено 10 миллиардов рублей. Общий объем бюджетных средств до 2030 года составит 90 миллиардов рублей. Также к финансированию проекта планируется привлечь средства частных инвесторов.
Объем подтвержденного софинансирования со стороны высокотехнологичных компаний на сегодняшний день составляет 12,7 миллиардов рублей.
Федеральный проект "Передовые инженерные школы" разработан Минобрнауки России на основе одной из 42 стратегических инициатив, утвержденных председателем правительства Михаилом Мишустиным. Проект является частью государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".
Подготовка кадров будет вестись по самым востребованным направлениям для российской экономики: цифровые технологии, микроэлектроника, фотоника и приборостроение, биотехнологии и генная инженерия, искусственный интеллект, ядерная энергетика, нанотехнологии и наноматериалы и другие важнейшие направления.
Учить по-новому
В условиях новых экономических вызовов страна особенно остро нуждается в квалифицированных инженерно-технических кадрах, способных создавать передовые экспортоориентированные продукты. Очевидно, что подготовить такие кадры, опираясь на программы и подходы вчерашнего дня, невозможно. Именно поэтому обучение в передовых инженерных школах будет отличаться от привычного формата. В них будут созданы лаборатории, испытательные площадки и даже целые технопарки, оснащенные новейшим оборудованием.
Кроме того, создание ПИШ будет происходить при тесном взаимодействии с профильными высокотехнологичными компаниями, которые должны являться основными заказчиками тех исследований и разработок, над которыми будут работать студенты. Таким образом передовые научные идеи будут быстрее обретать осязаемые черты и становиться реальными инновационными продуктами.
От идеи - к продукту
В тех вузах, на базе которых функционируют передовые инженерные школы, уже идет активная научная деятельность, и впоследствии разработки и прототипы станут реальными продуктами и технологиями. Так, в НИТУ МИСИС в рамках ПИШ готовят, в частности, специалистов по аддитивным технологиям.
"Поскольку наша магистерская программа связана с разработкой инновационных изделий для промышленности и их техническим обеспечением, то упор в обучении делается на изучение современных технологий, особенностей производства, основ работы с робототехникой, станками ЧПУ, - рассказывает студент первого курса магистратуры "Технологическое сопровождение инноваций" НИТУ МИСИС Владимир Плешивцев. - Технологической площадкой является Центр прототипирования "Кинетика" НИТУ МИСИС, оснащенный уникальным оборудованием. Например, здесь можно научиться работать с самыми современными промышленными роботами. Специально для нашей магистратуры на кафедре создан целый цех аддитивных технологий - около десятка различных 3D-принтеров, организован механический участок обработки с ЧПУ-фрезерными станками, сформирован кабинет лазерной обработки".
По словам студента, в рамках ПИШ ребята изучают робототехнику, мехатронику, программирование и технологическое предпринимательство.
Также в рамках ПИШ МИСИС предусмотрено создание учебных пространств, таких как "облачная" лаборатория, оснащенная отечественным ПО для инженерных расчетов и моделирования процессов. Будет создан аддитивный участок с уникальной установкой, разработанной Госкорпорацией "Росатом", для анализа и управления аддитивным процессом, а также участки высокоточного литья и биопринтинга с установкой для печати кожи непосредственно на пациенте и магнитным биопринтером. Все это должно сформировать "образовательную фабрику" полного цикла, где студенты смогут пройти путь от идеи продукта до его мелкосерийного производства. Последний пункт крайне важен. Сегодня, когда страна взяла курс на импортозамещение, такие сферы, как станкостроение, приборостроение и робототехника, нуждаются в светлых умах, способных не просто генерировать идеи и создавать на их основе прототипы, но и делать конкурентноспособный продукт, подходящий для серийного производства.
Студенты НИТУ МИСИС в своей ПИШ ведут разработки в сфере инновационных материалов. Полученные технологии будут применяться в металлургии и машиностроении. А с нового учебного года будет запущена еще одна магистерская программа, также связанная с материалами, - "Новые материалы. Порошковые и аддитивные технологии", которая включает в себя три образовательные траектории: материалы для авиационно-космической и атомной промышленности и медицины. Молодые инженеры займутся исследованиями в сфере перспективных металлических, керамических и композиционных материалов и покрытий с использованием современных производственных аддитивных технологий, ионно-плазменных, ионно-лучевых и электроискровых процессов.
Специалисты этих направлений будут востребованы в том числе и в сфере биомедицинских и энергетических технологий. Стартовая зарплата колеблется от 80 до 150 тысяч рублей в зависимости от позиции в проектной команде.
Крылья для авиации
Студенты передовой инженерной школы МАИ заняты разработками для аэрокосмической отрасли. Исследования касаются новых материалов и конструкций, а также интеллектуальных и беспилотных системы управления летательными аппаратами.
"Я сейчас работаю над новым типом соединения композиционных деталей, который пока не используется, но при внедрении позволит серьезно сократить массу летательного аппарата, - рассказывает студентка магистратуры ПИШ МАИ Оксана Конотоп. - В реализации проектов помогает действующая в нашем вузе лаборатория, которая специализируется на композиционных конструкциях".
Занятия в ПИШ МАИ проходят под руководством действующих специалистов профильных предприятий.
"Это позволяет нам получать актуальные знания "из первых рук", изучать методики расчетов, которые сейчас используются в отрасли, а также разбирать многие теоретические вопросы на реальных примерах", - говорит Оксана.
Кроме изучения теории и работы в лабораториях ПИШ студенты проходят стажировки на действующих предприятиях той отрасли, для которой ведут научно-практическую деятельность. Это позволяет лучше понять, как их разработки будут применяться на практике. Многие студенты еще на стадии обучения получают предложения о трудоустройстве. Зачастую это крупнейшие отечественные компании, в которых есть возможность расти и развиваться профессионально.
"Я уже работаю инженером-конструктором в конструкторском бюро и планирую продолжать расти в своем деле, - говорит Оксана Конотоп. - Это мне действительно интересно и ради этого я и получаю образование. Авиационная сфера в России сейчас очень быстро развивается, и мне хочется быть частью этого большого дела".
"Исправить" гены
С нового учебного года передовая инженерная школа откроется и в РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. Студенты займутся разработками в сфере клеточной и генной инженерии, генетикой и геномикой человека, медицинским приборостроением, BigData в медицине. Образовательные программы по этим направлениям будут носить междисциплинарный характер. Выпускники ПИШ смогут разрабатывать новые методы для диагностики различных заболеваний, создавать новейшие медицинские приборы, находить современные подходы к анализу медицинской информации.
Перспективным направлением в медицине являются клеточная и генная терапия. Ожидается, что их применение существенно расширит возможности современной медицины, позволит побеждать заболевания, которые сегодня считаются неизлечимыми. Поэтому научные исследования в этих сферах крайне востребованы.
"Достижения в области клеточной и молекулярной биологии, иммунологии, развитии клеточных и генетических технологий дают реальные возможности создавать клеточные и генные продукты, - говорит исполняющая обязанности завкафедрой клеточной биомедицины и клеточных технологий Передовой инженерной школы РНИМУ им. Н.И. Пирогова Ирина Лядова. - Поэтому уже в следующем учебном году пройдет первый набор студентов по новой программе магистратуры "Клеточная и генная терапия". Важной особенностью программы будет являться ее нацеленность на практику. В нее включены такие дисциплины, как общая патология, медицинская генетика, персонализированная медицина, молекулярная физиология, молекулярная и клеточная иммунология, а также специальное направление - клеточная и генная терапия в здравоохранении, в рамках которого студентам будет преподаваться актуальный обзор мировых разработок в области клеточных продуктов с детальным анализом факторов, обуславливающих успех или неуспех разработок".
Сегодня отечественная экономика встала на путь импортозамещения и инновационного развития. Наукоемкие технологии и специалисты, способные их создавать, сыграют ведущую роль уже в ближайшие годы. Готовить такие кадры будут передовые инженерные школы.