В Ярославле обсудили, как преподавать в вузах "Основы российской государственности"
В Ярославском госуниверситете имени Демидова - опорном вузе проекта "ДНК России" - участники научно-методической конференции обсудили цели и задачи, содержание и форматы преподавания нового курса "Основы российской государственности" для отечественных вузов.
Основная цель проекта "ДНК России", реализуемого при поддержке Минобрнауки России и по поручению президента, - повышение качества преподавания общественных наук, вовлечение академического сообщества в учебно-методическое и научно-исследовательское сопровождение государственной политики в области просвещения, высшего образования и молодежной политики. Разработка и включение в программы вузов вышеназванного курса - главная задача проекта в 2023 году.
- Мы начинаем важный этап по внедрению курса "Основы российской государственности" в образовательные программы высшего образования России. Мы говорим о том, как должны преподаваться гуманитарные дисциплины сегодня, - подчеркнул член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Александр Русаков. - Наша дискуссия тесно связана с закреплением слова "воспитание" в системе российского образования, мы собрались для того, чтобы выработать практические шаги и еще раз определить, как и что мы должны преподавать, каких студентов мы должны готовить, причем не только как специалистов, но и как личностей, имеющих определенное мировоззрение, основанное на российских ценностях. Сейчас и Совет Федерации, и комитет по науке, образованию и культуре проводят тематические совещания, и все, что мы должны перенести по итогам конференции в практическую плоскость, может также изменить и законодательство Российской Федерации.
Организаторы конференции рассказали, что она была посвящена обобщению и углублению наработок, полученных на предшествующих межрегиональных конференциях проекта "ДНК России" в Сибири, Северо-Кавказском, Южном и Дальневосточном федеральных округах. В Ярославле свои разработки для наполнения нового курса предложили эксперты из трех десятков вузов ЦФО.
- Курс опирается на ценности, которые лежат в основе российского государства. В его рамках четко определено, что нужно сказать молодежи и как донести эту важную информацию. Наша задача - победить через воспитание, - отметил федеральный инспектор по Ярославской области аппарата полномочного представителя президента в ЦФО Руслан Семенов. - Компоненты курса, на наш взгляд, отобраны правильно: национальные идеи должны быть четко озвучены и понятны, исторический опыт - точно передан от становления и развития нашего государства до сегодняшнего дня.
- Важно идеологически, мировоззренчески, исторически корректно сначала сформировать содержание специализированного курса, а затем гармонично внедрить его в образовательный процесс, - отметил, в свою очередь, врио ректора ЯрГУ Артем Иванчин. - Это фундамент и для укрепления патриотизма в сердцах и умах нашей молодежи, и для формирования активной гражданской позиции.
При этом, по словам руководителя проекта "ДНК России" Андрея Полосина, курс не предполагается как продолжение "разговоров о важном" - он должен дать знания и сформировать компетенции, которые позволят студентам сформировать свои профессиональные индивидуальные траектории еще на этапе обучения в вузе.
- Он будет системным и синтетическим, помогающим нам, преподавателям гуманитарных наук, объединить наши знания, которые системно будут усвоены студентами. Что точно должно быть в курсе - это предложение группы, работавшей над разделом "Россия - государство - цивилизации", составлять с обучающимися интеллект-карты для наглядного отображения образа цивилизации. Этот компонент должен оказаться в наших методических материалах, - подчеркнул Андрей Полосин.
В целом по итогам двухдневной работы конференции ее участники сошлись во мнении, что курс должен включать как можно больше живых дискуссий и наглядного интерактивного материала: деловых игр, интеллект-карт и так далее. Однако, несмотря на многообразие предложений, к преподаванию "Основ российской государственности" необходимо утвердить единый подход.