Политобозреватель: «Прежде чем заниматься патриотизмом, надо понять, что это»
«Почему проваливается молодежная политика и тема развития патриотизма в школах, можно понять, не прибегая к философским рассуждениям. Надо просто посмотреть примеры. В Ростовской области депутаты регионального парламента обсуждали изменения в закон «О патриотическом воспитании граждан в Ростовской области». Удивительные заявления посыпались, когда речь пошла о молодежи. Депутат Бесарион Месхи не согласился с предположением, что изучение уроков истории школьниками, в том числе родного края, автоматически приведет к росту патриотических настроений. Он заявил, что патриотизм воспитывается всеми условиями жизни человека, а не тем, что он заучит в школе даты войн и других событий. В ответ вице-спикер донского парламента Светлана Мананкина заявила, что уровень жизни в Москве выше, чем в других регионах. «И уровень протеста там значительно выше, чем где бы то ни было. Соответственно, нет прямой корреляции между качеством жизни и уровнем патриотизма», – заявила она. Депутат заксобрания Ростовской области Татьяна Иващенко считает, что патриотическое воспитание не может быть только на словах, нужен еще социально значимый труд. «И это абсурд, что школа должна спрашивать у родителей, можно ли детей привлечь к изготовлению сетей для фронта и окопных свечей. Они (дети) тяжелее тряпки для доски ничего не поднимают до 11-го класса. А потом им через три года приходится вытаскивать своего друга с поля боя», – считает парламентарий. И эти заявления, если смотреть их в совокупности, приводят к одной мысли – чиновники и депутаты не понимают, что такое отраженный в законе патриотизм. Как его описать и под какое определение подвести в документах. О каком-то развитии тут говорить вообще не приходится. Одни считают, что уровень патриотизма измеряется протестной активностью. Другие – что материальным благополучием. Третьи вообще по сути говорят, что любовь к Родине прививается детским трудом с окопными свечами без учета мнений родителей. Да и изучение истории видится уже вторичным. А единого мнения нет... Ситуация смотрится и смешно, и страшно одновременно. С одной стороны, мнения депутатов вызывают улыбку и, наверное, служат иллюстрацией к классическим шуткам о чиновниках. С другой стороны, это вызывает страх за будущее молодежной политики, которую пытаются в очередной раз зажать в рамках какого-то документа, не имея не только конкретных целей, но и определений ее составляющих. И здесь несколько проблем. Регионы не виноваты в том, что не могут сформулировать определения и цели. Ну нет единой модели, без которой каждый субъект будет придумывать что-то свое, как-то сам строить планы и прогнозировать итоги. Ничего хорошего из такого не выйдет, «Лебедь, рак и щука» тому яркий пример. Итог вырисовывается неутешительный, если говорить о будущем молодежи. Более того, рано или поздно это поколение попадет во власть, займет различные должности, в том числе ответственные и за внутреннюю политику. Если сейчас федеральный центр не вмешается в региональные фантазии на тему развития патриотизма, то это приведет к плачевным результатам, не сейчас – но в обозримом будущем». Фото: ФедералПресс / Герман Парло