Стоит ли рассмотреть возврат к вечернему и заочному образованию в вузах?

О плюсах вечернего и заочного обучения заговорила бывший министр просвещения, ныне президент Российской академии образования Ольга Васильева. В интервью РИА Новости она заявила, что в 1970-е годы из выпускников школ в вузы поступало примерно 17%. Остальные шли по самостоятельной траектории через техникумы, профучилища, вузы заочно-вечерней формы. И эта форма себя оправдывала.

Стоит ли рассмотреть возврат к вечернему и заочному образованию в вузах?
© BFM.RU

Такой формат подходит далеко не для каждого учебного заведения и не для каждой специальности, уверен президент МФТИ Николай Кудрявцев:

— Никогда не было таких форматов, только очное образование, потому что научить специалистов по нашей теме для тех мест, где они работают, на заочном и вечернем отделении невозможно.

— Даже если бы вводили такую форму, вы бы отказались?

— Мы не отказались бы, мы можем набрать 100 человек, и 100 человек будут отчислены, они просто не потянут. Для сложных направлений деятельности нужно очное обучение.

— Главный акцент делают на том, что практики больше, когда человек учится на заочном или вечерне-заочном отделениях.

— В нашем университете студенты проходят практику в организациях, где они потом работают, чуть меньше половины времени. Нам, наоборот, надо на младших курсах всю программу общую побыстрее дать концентрированно, чтобы они потом пошли работать. Если мы берем инженерные специальности, там тоже производственная практика в организациях, с которыми сотрудничают. Это имеет смысл для серийного образования, сейчас очень много других инструментов, которые более эффективны.

И все же вечерние отделения есть во многих вузах, хотя они не так распространены, как дневные. И плата за обучение там ощутимо ниже, чем на очном отделении. Ректор МГПУ, бывший заместитель министра образования Игорь Реморенко видит в такой форме обучения смысл. В МПГУ вечернее отделение есть, и учатся там преимущественно те, кто уже работает, но хочет доучиться, например, для продвижения по карьерной лестнице, говорит Реморенко:

Игорь Реморенко ректор МГПУ, бывший заместитель министра образования «Мы у себя всегда реализовали по разным направлениям подготовки программы вечернего или заочного обучения. Если сравнивать с советским временем, сейчас значительно больше возможностей, можно сочетать очно-заочный формат, когда какие-то наиболее сложные смысловые вопросы программы на живое общение отводятся, а какие-то обсуждения или просто просмотр какой-то исторической информации хорошо заходит через онлайн. Важно использовать практический опыт обучающихся. Ведь многие программы сейчас строятся на базе изучения практики, изучения конкретных случаев из практики, то есть мы теоретическую базу обсудили, поняли, давайте посмотрим, как в практике каждого конкретного студента это воплощается. Это очень хорошо работает, в особенности в формате вечернего обучения, когда можно анализировать конкретные практические примеры из практики самих же студентов».

Точного количества российских вузов, в которых сегодня обучают на заочном или очно-заочном, то есть вечернем, отделении, в Сети нет. Но, например, портал «Вузотека» выдает подборку из 118 столичных вузов, где есть вечерняя форма обучения.