Почему учителя увольняются из школы

По некоторым специальностям 52 процента учителей покидают школы в первые пять лет работы. Они готовы стоять за прилавком, заниматься рекламой и даже продавать недвижимость, но только не сеять разумное, доброе вечное. Такие данные на II Всероссийском форуме «Педагогическое образование в российском классическом университете» привела научный руководитель Центра развития педагогического образования РАО, директор института педагогики СПбГУ Елена Казакова. Форум прошел в Москве на базе Российской академии образования 21-22 марта.

Почему учителя увольняются из школы
© Парламентская газета

Обеды, двойки и родители

Среди причин, по которым молодые учителя уходят из школы, Елена Казакова назвала низкую зарплату, нерациональный менеджмент, колоссальную бюрократическую нагрузку, а также неопределенность и проблемы личностного роста. Но на первом месте — неготовность к работе или «некомпетентность в широком круге вопросов ежедневного бытия учителя». «Иногда ситуация доходит до смешного: для молодых педагогов бывает большим удивлением, что дети еще и едят, их надо еще и в столовую водить, а почему это должен делать именно я?» — рассказала Казакова.

Также молодые педагоги часто сталкиваются с тем, что они не умеют объективно оценивать учеников. «Самой острой проблемой современности является работа с родителями, потому что, если изначально учитель говорил, что нужно делать мамам и папам, чтобы помочь своему ребенку, сегодня условия диктуют именно родители», — заключила эксперт.

Непрактичная практика

По мнению Казаковой, такая ситуация сложилась и из-за того, что у будущих учителей недостаточно практики в школе. Студенты просто не понимают, где именно и в каких условиях им предстоит работать.

«По установленным нормам на практику должно приходиться не менее 60 зачетных единиц из 240 для четырех лет обучения, не менее 60 из 300 — для пяти лет обучения и не менее 40 из 120 — для двух лет обучения», — рассказала эксперт.

Путем простых арифметических расчетов получается, что при четырехлетнем обучении студент должен провести в школе целый год. «Но так ли это на самом деле? — задалась вопросом Казакова, на который сама же и ответила: — Например, в 2023 году одна из классических гимназий приняла на работу 200 выпускников бакалавриата и магистратуры — это большая школа с большой потребностью в кадрах — и тут выяснилось, что самое большое число уроков, которые дали эти ребята, было 19».

Кому специалитет, а кому аспирантуру

Распределение часов на теорию и практику тем более актуально из-за поэтапного ухода от Болонской системы и перехода на специалитет. Напомним, эта классическая пятилетняя программа обучения была принята еще в СССР, однако потом ее сменила европейская двухуровневая система подготовки кадров: четыре года бакалавриата и два — магистратуры. Сейчас в России активно обсуждают, по каким именно направлениям следует перейти на пятилетку, а где можно оставить и прежнюю формулу «четыре плюс два».

«Нужно вводить больше программ специалитета для будущих учителей», — считает президент Российской академии образования Ольга Васильева. Пока же доля специалистов в отрасли ничтожна мала.

Так, по данным Центра развития педагогического образования РАО, почти 92 процента будущих педагогов обучается в бакалавриате, 8 процентов — в магистратуре и лишь 0,22 процента — на программах специалитета. При этом замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев отметил, что для принятия таких решений важно понимать, всегда ли уровень подготовки зависит от продолжительности обучения, и если да, то как его улучшить: «Экспертам предстоит ответить на важный вопрос: чем именно наполнить лишний год обучения — теорией, спецдисцплинами, практической подготовкой?».

Замминистра также подчеркнул, что увеличение сроков обучения — это дополнительные расходы, поэтому важно понимать, что от этого получит и сама страна.

Команда учителей «под ключ»

Интересным опытом подготовки будущих учителей на форуме поделился ректор Российского государственного педагогического университета имени Герцена Сергей Тарасов. Несколько лет назад в вузе запустили проект «Команда школьных педагогов «под ключ». Его идея — подготовка не отдельных кадров, а целого коллектива, рассказал Тарасов.

Для этого отбирают студентов третьего курса бакалавриата, студентов магистратуры, а также выпускников прошлых лет, которые вместе тренируются в течение года. Итогом проекта становится коллективное трудоустройство. «В школу приходит целая команда молодых педагогов, которых еще в университете собрали вместе, превратили в коллектив, дали самые разнообразные компетенции, а еще научили говорить на одном языке», — отмечается на сайте вуза.

Выпускники проекта уже работают в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А в Узбекистане, где есть филиал университета, команды «под ключ» начали готовить и для дошкольных учреждений.