Войти в почту

Учителя Кыргызстана изобретают методики преподавания русского языка

Как учат русскому языку в кыргызской глубинке, где практически не осталось русскоговорящих граждан? Корреспондент "РГ" отправилась в регионы республики, чтобы увидеть это собственными глазами. Местные педагоги уверяют, что учат детей прежде всего правильно формулировать свои мысли на русском языке.

Учителя Кыргызстана изобретают методики преподавания русского языка
© Российская Газета

Из авиаторов в педагоги

Школа имени Акчал уулу Дуйшена в селе Ак-Добо Бакай-Атинского района Таласской области Кыргызстана носит имя учителя истории и русского языка. Обучение здесь ведется в основном на кыргызском, но есть и русские классы.

Русский язык - предмет трудный. Но местная малышня относится к нему с любовью. Во-многом благодаря учителю начальных классов Айгуль Сыдыгалиевой. Педагогический стаж у нее относительно небольшой - семь лет, но ей удалось найти особый подход к ученикам. Так что теперь по чистописанию и чтению почти у всего класса стоят оценки "отлично".

- Я люблю детей, но никогда не думала о профессии учителя, - призналась Айгуль Сыдыгалиева. - После школы поступила в авиационный колледж. Собиралась заниматься авиалогистикой. Потом вышла замуж, и мы с мужем переехали в село. Он предложил мне поступить на заочное отделение Таласского государственного университета. Я выбрала филологический факультет. После третьего курса пришла работать в школу. Сначала хотела идти преподавать в старшие классы, но потом решила, что лучше начинать с первоклашек. Я знала, что будет трудно, но была какая-то внутренняя уверенность, что сделала правильный выбор. Хотя, признаться, первые уроки с новыми учениками даются очень тяжело. Бывает, что дети приходят в школу, не зная ни слова на русском языке. Начинаем с чистописания. Учимся выводить буквы русского алфавита как в советские времена - с палочек и крючочков. Но ребятам нравится. К концу года многое могут говорить по-русски, пусть не очень хорошо, но по сравнению с началом занятий прогресс значительный.

С чтением, по словам Айгуль, полегче. Здесь на помощь приходят русские народные сказки, а также произведения русских писателей. По признанию молодой учительницы, детвора обожает "Теремок", "Машу и медведей", "Колобок". Часто преподаватель устраивает уроки внеклассного чтения, где ребята всем классом смеются над "Попом и его работником Балдой", обсуждают "Морозко", "Мойдодыра", сказки о царе Салтане, мертвой царевне и семи богатырях. Айгуль так увлекла ребят, что те, к удивлению родителей, стали просить в подарок не навороченные телефоны или какие-нибудь игрушки, а книги с русскими сказками.

Есть у Айгуль мечта - поехать в Россию на курсы повышения квалификации. По ее мнению, каждый педагог, прежде чем учить других, должен постоянно повышать уровень своих знаний.

Кстати, недавно в школе произошло грандиозное по меркам этого учебного заведения событие. По линии Россотрудничества, ей передали учебники на русском языке. С просьбой помочь их приобрести директор школы Израил Кондубаев напрямую обращался в посольство России в Кыргызстане.

- Я написал письмо послу Николаю Николаевичу Удовиченко, где рассказал о нехватке у нас книг на русском языке, - пояснил Израил Кондубаев. - На мою просьбу откликнулись. Позвонили из Россотрудничества и пригласили приехать. Так разволновался, что всю ночь не спал. Выехал из села затемно, чтобы успеть к началу церемонии. Получил несколько коробок с учебниками. Книги новые, еще пахнут типографской краской. И, конечно, среди них моя любимая география. Я ведь именно этот предмет у нас в школе преподаю.

Курск - Чолпон-Ата

Динара Темирбековна Исмаилова работает учителем русского языка и литературы более 30 лет. Все это время она преподает в школе имени Алыкула Осмонова в городе Чолпон-Ата Иссык-Кульской области.

В 1985 году Динара Темирбековна окончила Курский государственный педагогический институт. У нее была возможность остаться в вузе и продолжить обучение в аспирантуре, но она вернулась работать в родной город.

- Я с детства мечтала стать учительницей, - утверждает Динара Исмаилова. - Очень хотела быть похожей на мою преподавательницу Фаину Григорьевну Бондареву. Именно она привила мне любовь к русскому языку и литературе. Сегодня я веду эти предметы в национальных классах. Детки у нас разные. Есть и такие, которые совсем русского не знают. С ними, конечно, сложно. Поэтому начинаем с русских сказок, а дальше шаг за шагом. К концу первого полугодия они уже неплохо понимают и, что самое главное, могут вслух формулировать мысли. То, что русский язык надо изучать хорошо, понимают и родители учеников. Это один из мировых языков, и его понимают в любой стране СНГ.

Несколько лет назад Динара Исмаилова решила уйти на заслуженный отдых. Настояли дети, внуки и муж. Дескать, поработала и хватит. Однако дома Динара Темирбековна сидеть не смогла и через год вернулась в школу.

К речи - через картинки и театр

В школе-гимназии N 11 города Каракола учителей русского языка и литературы несколько - Гульзина Арынбаева, Наталья Жердина, Екатерина Колесникова и Кристина Журавлева. Им приходится вести свои предметы как в русских, так и национальных классах.

- Тех детей, которые вообще не знают ни одного слова по-русски, начинаем учить с азов, - рассказала Гульзина Арынбаева. - Чтобы ученики начали понимать предмет, нужен индивидуальный подход. Есть те, кто сильно отстает. Тогда занимаемся дополнительно. Иногда приходится прибегать к переводу на кыргызский, чтобы ребенок мог правильно понять значение слова, как и где его применять. Часто используем картинки, ребята сами рисуют героев сказок. С помощью наглядного пособия дети быстрее усваивают тему. В среднем семилетнему ребенку, вообще не знающему русского, нужно около девяти месяцев, чтобы он начал говорить.

Для того чтобы занятия по предмету были более эффективными, учителя ставят вместе с детишками небольшие театральные постановки по мотивам русских народных сказок. Со старшеклассниками, в свою очередь, - уже по серьезным произведениям русских классиков: "Евгений Онегин", "Повести Белкина", "Герой нашего времени". Эта практика очень нравится школьникам.

- Важно то, что ребята не просто усваивают материал, а учатся характеризовать героя, - поясняет Наталья Жердина. - У нас разворачиваются дискуссии на уроках литературы. У каждого своя точка зрения. Особенно много споров по поводу"Войны и мира". Здесь сколько ребят, столько и мнений. Причем каждый аргументированно отстаивает свою точку зрения.

По признанию педагогов, большой стимул к изучению русского языка дают сами родители учеников. Мотивируют они это тем, что, зная этот предмет, в будущем можно поступить в вузы России.

Ставок больше нет

Несмотря на титанический труд, у педагогов-русистов национальных школ самая низкая заработная плата среди коллег. Виной тому некий коэффициент. Дело в том, что начисление заработной платы у школьных учителей происходит следующим образом. Ставка равна 7040 сомов, затем она умножается на определенную величину, которая зависит от конкретного предмета. К примеру, у учителя физики, математики, химии и других точных наук коэффициент составляет 2,7 процента. То есть именно на эту величину увеличивается оклад.

У гуманитариев, в свою очередь, коэффициент составляет 2,26 процента. Так что преподаватели этих дисциплин проигрывают в зарплате своим коллегам-математикам. Впрочем, учителя кыргызского и английского языков и литературы получают определенную надбавку - за проверку тетрадей. А еще есть разница в оплате учебных часов. Учитель русского языка, в общем и целом, получает на 3-5 тысяч сомов в месяц меньше, чем другие предметники.

В министерстве образования такую ситуацию объяснили тем, что сейчас в школах приоритет отдается изучению точных наук, поскольку в будущем выпускникам школ эти предметы пригодятся больше, чем гуманитарные.