Пушкинский музей получил нового директора. Чем запомнится пребывание на этом посту Марины Лошак?

Марина Лошак возглавляла Пушкинский музей десять лет. Вчера стало известно: Марина Девовна написала заявление об уходе. Написала досрочно, ведь официально ее контракт истекает 2 апреля. Новым директором ГМИИ им. Пушкина назначена Елизавета Лихачева, до этого занимавшая пост руководителя Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Чем запомнилось пребывание Лошак на посту руководителя главного художественного музея Москвы – читайте в материале «Мосленты».

Пушкинский музей получил нового директора. Чем запомнится пребывание на этом посту Марины Лошак?
© Мослента

Уход в два этапа

Марина Лошак была назначена директором Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 1 июля 2013 года указом министра культуры РФ Владимира Мединского. Назначена по всем правилам, то есть с согласия предыдущего директора музея — легендарной Ирины Антоновой, ставшей президентом музея ГМИИ…

Никаких открытых претензий к Лошак не предъявлялось никогда. Однако 9 февраля 2023 года, то есть в день отставки директора другой крупнейшей культурной институции— руководившей Третьяковской галереей Зельфиры Трегуловой, многие тут же заговорили о том, что и Марина Девовна может скоро покинуть свой пост.

В Третьяковской галерее сменился директор. Чем запомнится пребывание на этом посту Зельфиры Трегуловой?

Уже 13 февраля в своем Telegram-канале об уходе Марины Лошак с поста директора Государственного Пушкинского музея сообщил журналист Алексей Венедиктов (признан в РФ иностранным агентом).

«По личным обстоятельствам я покидаю пост директора Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Я благодарна всем, кто все эти годы с нами сотрудничал и помогал совершить яркие выставочные проекты», — процитировал он слова Лошак.

Сама Лошак опровергла появившееся сообщение о своем уходе из музея в тот же день. Однако 20 марта, за две недели до истечения контракта, написала заявление с просьбой освободить ее от занимаемой должности.

В своем Telegram-канале Анна Монгайт (признан иностранным агентом) (признана в РФ иностранным агентом) так прокомментировала увольнение матери:

«Меня закидали вопросами в личку. Считаю важным рассказать, что решение об уходе из ГМИИ мама приняла довольно давно. Шла к нему осознанно. У нее были сложные, но классные десять лет. И она точно не из тех начальников, которые держатся за свою руководящую работу зубами до последнего вздоха».

«Маме всегда феноменальным образом удавалось заниматься только тем, что ей интересно, — добавила журналистка. — Не помню ни одного исключения. Этот проект она для себя завершила. Будут другие. И мы, честно говоря, очень за нее рады».

Неожиданное назначение и «модерновый» бэкграунд

Назначение Лошак на пост директора ГМИИ им.ени А.С. Пушкина была встречено неоднозначно. Неожиданностью оно стало и для самой Марины Девовны. «Я летела на биеннале в Венецию, как только самолет сел, мне позвонила Ирина Александровна (Антонова — прим. «Мосленты») и предложила встретиться, – рассказывала Лошак «Ведомостям». – Мы встретились, поговорили. Она сказала, что ей надо уйти, и она пришла к выводу, что я должна ее заменить. Я взяла паузу, думала, советовалась, но согласилась».

Бывший директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирина Антонова (слева) и новый директор ГМИИ Марина Лошак общаются в кабинете после окончания пресс-конференции

Многих смущал слишком неподходящий для руководителя именно этой институции бэкграунд. Он был излишне «модерновым», ведь имя Лошак было связано со многими проектами российского современного искусства. Это и одна из первых в России галерей — Roza Azora, и галерея на «Винзаводе», и Московский центр искусств на Неглинной, и музейно-выставочное объединение «Манеж».

«Третьяковка — хороший музей, но людей там ценили мало». Как реставратор икон стал разрисовывать гоночные шлемы

Однако за прошедшие с момента назначения 10 лет Марина Лошак сделала много того, что вызывало восхищение как специалистов, так и простой публики.

Сделать музей более доступным и народным

Первое, что сделала новый директор Пушкинского музея, — обратилась за советом. На своей странице в одной из соцсетей она попросила своих подписчиков указать на то, чего сейчас остро не хватает подведомственному ей заведению.

На предложение откликнулись сотни и посоветовали новому руководителю продлить время работы музея и снизить цены на билеты. В общем, люди предлагали сделать ГМИИ более доступным и народным.

Итог не заставил себя ждать: достаточно оперативно Лошак ввела традицию проведения еженедельных пятничных лекций, перфомансов, концертов и даже кинопоказов.

Обновленные залы постоянной экспозиции

Впрочем, большая часть проведенных Лошак реформ все же затрагивала собственно музейную деятельность ГМИИ. Так, в 2021 году ГМИИ представил шесть обновленных залов постоянной экспозиции старых мастеров.

На ее презентации Марина Девовна отметила:

«Реэкспозиция — это важная историческая точка для нас. Возможно, даже музейная революция. Мы очень волнуемся. Знаете, что значит провести подобные работы в таком большом музее? Это очень сложно. Однако вопрос о реэкспозиции назрел даже для нас самих».

При реконструкции залов много внимания уделялось игре естественного света, поступающего в залы из окон, и внутреннего света музея. Ряд экспонатов, которые ранее находились вверху, были спущены вниз, для некоторых поменялся фон, сообщало РИА Новости.

Самые знаковые выставки

Уже в первые три года работы Марины Лошак на посту директора ГМИИ имени Пушкина в музее прошло сразу несколько знаковых и амбициозных проектов. Такими были выставки династии Кранахов, экспозиция Льва Бакста, приуроченная к его 150-летию, а также выставки Мане и Караваджо.

Выставка «Щукин. Биография коллекции», прошедшая в Пушкинском музее в 2019 году, стала самой посещаемой его экспозицией за последние 38 лет, если считать по количеству посетителей в сутки. Всего ее увидели более 350 тысяч гостей музея. В день полюбоваться полотнами приходило 4358 человек. Выставка стала третьей по посещаемости за всю историю музея, уступив первое и второе места выставке «Москва — Париж. 1900–1930», которую посетили более 610 тысяч человек, и показу «Портрета Моны Лизы („Джоконды“)» из Лувра, на который пришли более 310 тысяч посетителей, а в день — 6913 человек.

На выставке «Щукин. Биография коллекции» были представлены полотна из щукинского собрания работ Клода Моне, Эдгара Дега, Пабло Пикассо, Винсента ван Гога, Поля Гогена и Анри Матисса.

Пушкинский музей обращался не только к шедеврам изобразительного искусства. Марина Лошак не обошла вниманием и моду. Так, еще в декабре 2013 года в Пушкинском прошла выставка Валентина Юдашкина. Договоренность о ней была заключена еще с прошлым директором музей, Ириной Антоновой. Марина Девовна не стала ничего отменять.

Вместе с кутюрье пушкинский музей разработал арт-проект, подчеркнувший связь моды и мирового искусства. Экспонаты были расставлены в 11 залах музея, посвященных Древней Греции и Древнему Риму, и гармонично вписались в экспозицию.

Лошадь Луи Вюиттона, конфликт с центром Рериха и скандал с кассиршей

К сожалению, для Пушкинского музея эти годы нельзя назвать вовсе безоблачными. Они запомнились рядом скандалов, связанных с довольно спорными проектами, сотрудниками музея и взаимодействием с другими культурными учреждениями.

Так, весной 2019 года разразился скандал, связанный с кассиром Пушкинского музея. Мириам Сехон, актриса и певица, пришла на выставку Люсьена Фрейда и Лондонской школы вместе с 11-летней дочерью. Кассир, выдавая билеты, предупредила, что у экспозиции есть возрастное ограничение. На это Сехон ответила, что всю ответственность за ребенка берет на себя. Кассир не сдержалась и назвала картины, которые мать хотела показать маленькой девочке, отвратительными. Диалог тут же появился в соцсетях и вызвал большой ажиотаж. В комментарии под постом пришла Марина Лошак и пообещала уволить несдержанную сотрудницу. Сехон вступилась за кассира, сказав, что сама воспринимает ситуацию как анекдот. Марина Девовна сменила гнев на милость и решила ограничиться беседой.

«Там, где был автобусный парк, появится музей». Как менялись и во что превращались московские вокзалы и гаражи

Летом того же года в Пушкинском музее открылась выставка «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное». Одним из ее экспонатов оказалась лошадь, подвешенная к потолку зала. Фотографии попали в сеть еще до открытия экспозиции, и защитники животных решили, что животное живое, но по приходит организаторов выставки одурманено наркотиком. Марина Лошак называла это предположение бредовым. Позже в Пушкинском музее заверили: лошадь на выставке - искусно сделанное чучело. Никто и в мыслях не держал издеваться над животными.

Еще одним скандальным случаем стал конфликт ГМИИ имени Пушкина и Международного центра Рерихов. Последний арендовал у правительства Москвы усадьбу Лопухиных, где сам Святослав Рерих хотел видеть художественное наследие своей семьи. В 2014 году на здание усадьбы стал претендовать Пушкинский музей, что вызвало протест специалистов центра Рерихов. В 2015 году Владимир Мединский, в то время занимавший пост министра культуры России, обратился к мэру столицы Сергею Собянину с просьбой передать усадьбу в федеральную собственность. В документе было указано, что в ней все же планируют разместить картины Николая и Святослава Рерихов из федеральных музеев и частных коллекций. Но Международному центру Рерихов здание так и не досталось.

Парикмахерская в голландском зале и собственная премия

За время работы Марины Лошак Пушкинский музей стал по-настоящему интерактивным и открытым для всех, кто хотел бы прикоснуться к искусству. Во-первых, речь идет об онлайн-экскурсиях по музею. Конечно, так своими глазами на шедевры не посмотришь, но все же составить представление о коллекции Пушкинского можно. Этой возможностью активно пользуются любители искусства из регионов.

«Всегда осторожничаем, не спешим никуда». Новые православные пространства: зачем они нужны, что в них можно и нельзя?

Также в 2022 году ГМИИ имени Пушкина учредил ежегодную Морозовскую премию. Она будет присуждаться за создание, осуществление и поддержку социокультурных проектов, которые имеют общественную пользу и развивают культурный ландшафт. У премии предусмотрено три номинации: «Меценат» (за финансовую поддержку культурных институций или акты дарения им произведений искусства), «Культуртрегер» (за создание и развитие устойчивых и принципиально важных для территории культурных институтов), «Культурный стратег» (за проведение последовательной культурной политики, развивающей регион). В число номинантов (по десять в каждой категории) могут попасть предприниматели, общественные и государственные деятели, сотрудники учреждений культуры и образования, менеджеры в области культуры, городской среды, экологии ихудожники.

А в январе 2022 года Пушкинский музей решил оригинальным образом поддержать своих коллег из Нидерландов, где снова были введены ограничения. Голландские музеи были закрыты, зато парикмахерские вовсю работали. Сотрудники Пушкинского пригласили парикмахера к себе о организовали в зале голландской живописи импровизированный салон красоты. Мастер успел подстричь несколько посетителей и музейных работников в окружении шедевров изобразительного искусства. Также ГМИИ имени А.С. Пушкина предложил своим голландским коллегам приехать в Россию, чтобы поработать с его собраниями живописи и графики, а также воспользоваться его библиотеками.