Десять лет истории науки: президент, реформатор, историк, еретик

Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения графа Дмитрия Андреевича Толстого, возглавлявшего Императорскую Академию наук в конце XIX века и известного одновременно в качестве реформатора — в период правления Александра II — и контрреформатора при Александре III. Этот государственный деятель в разные периоды пытался совершенствовать систему среднего образования в России, боролся с революционным движением, но на протяжении всей своей жизни не переставал заниматься наукой. Более подробно о жизни и деятельности Дмитрия Андреевича читайте в новом выпуске рубрики «Десять лет истории науки».Разносторонний ученый на государственной службеДмитрий Андреевич Толстой родился 13 марта 1823 года в Москве в семье, принадлежавшей старинному дворянскому роду. Его отец, штабс-капитан граф Андрей Степанович Толстой умер, когда сыну было всего семь лет, поэтому большую роль в воспитании Дмитрия сыграл дядя мальчика, человек глубоко религиозный и хорошо образованный. Начальное образование Дмитрий получил в пансионе при Московском университете, после окончания которого поступил в Царскосельский лицей, уже тогда известный своими выдающимися выпускниками. В 1842 году Дмитрий Андреевич окончил обучение в Лицее с Большой золотой медалью. Через год Толстой начал свою государственную деятельность с должности титулярного советника в IV отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Уже тогда молодой граф активно занимался наукой, и его первый труд: «История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II» — в 1847 году был удостоен Демидовской премии от Императорской Академии наук. Эта работа стала первой попыткой раскрыть историю финансового дела в России. Через год за этот же труд Толстого по распоряжению императора Николая I наградили бриллиантовым перстнем.С 1847 года Толстой служил в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел, и в это же время стал заниматься другой научной темой — историей иностранных вероисповеданий в России. Результаты его исследований увидели свет в 1864 году в виде двухтомного сочинения «Римский католицизм в России». Эта работа сделала Толстого широко известным за пределами нашей страны: Лейпцигский университет удостоил графа званием доктора философии, а римская курия вообще включила сочинения в печально известный «Индекс запрещенных книг» с пометкой opus praedamnatum — самое страшное еретичество.В последующие годы Толстой возглавил Канцелярию Морского министерства, и именно при его активном участии ведомство отправляло исследователей в разные регионы России для подготовки этнографических очерков. Кроме того, в период работы Толстого в Морском министерстве Иван Александрович Гончаров совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада». Путевые заметки писателя легли в основу целого ряда очерков и книги «Фрегат "Паллада"».Недолгое время — в течение 1861 года — Дмитрий Андреевич управлял Департаментом народного просвещения, после чего занимал должности в Сенате и Синоде. Однако Толстому впоследствии еще предстояло многое сделать для системы российского образования. В 1866 году он был назначен министром народного просвещения, и за последующие 15 лет на этой должности подготовил реформу среднего образования и участвовал в открытии новых высших учебных заведений на территории Российской империи.ОбразованиеВ то время, когда Дмитрий Андреевич занимал должность министра народного просвещения, были учреждены Петербургский историко-филологический институт (1967 год), Императорский Варшавский университет (открыт в 1869 году на базе Варшавской Главной школы), Сельскохозяйственный институт в Новой Александрии (1869 год), Московские высшие женские курсы (1972 год), Томский университет (1878 год), а Нежинский и Ярославский лицеи были преобразованы в Историко-филологический институт и Юридический лицей соответственно.Однако наиболее значимым результатом деятельности Толстого как министра народного просвещения принято считать реформу среднего образования. Ее целью можно назвать борьбу с нигилизмом и радикальными взглядами у молодежи. При проведении реформы Толстой во многом опирался на идеи и взгляды Михаила Никифоровича Каткова, публициста, общественного деятеля и издателя, известного своими консервативными взглядами. Вероятно, именно под его влиянием Дмитрий Андреевич принял решение в гимназиях отдать приоритет изучению математики и древних языков (греческого и латыни), которые должны были «подготовить ум и чувства учеников к правильной работе» и отвлечь от «поверхностного вольномыслия»; естественные науки в классических гимназиях уходили на второй план. Выпускники таких учебных заведений имели право поступать в университеты.Наряду с классическими гимназиями до 1871 года существовали реальные, которые в рамках реформы были переименованы в реальные училища. Поскольку приоритет здесь отдавался прикладным дисциплинам, например механике и химии, выпускники могли поступить в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но не в университеты. В целом за время пребывания Дмитрия Андреевича Толстого на должности министра народного просвещения количество средних и высших учебных заведений увеличилось почти втрое, а низших — более чем в двадцать раз.Нужно заметить, что реформа образования не далась Толстому легко: сильно не хватало финансирования, а также учителей латинского и греческого языков, которые могли бы преподавать в реформированных классических гимназиях. Кроме того, далеко не все были согласны с нововведениями: Толстому противодействовали даже члены Государственного совета. Однако 30 июля 1871 Александр II утвердил проект Дмитрия Андреевича.Министр не считался с критикой и игнорировал всяческие нападки в свой адрес. Это способствовало еще большему недовольству его деятельностью со стороны высшего света. Все это привело к тому, что в 1880 году Александр II был вынужден отправить Толстого в отставку. Однако после гибели императора его преемник, Александр III, назначил Дмитрия Андреевича министром внутренних дел. На этой должности Толстой активно боролся с революционными идеями и движениями, широко распространившимися на тот момент в обществе. Реформаторская деятельность, которой занимался граф в период Александра II, сменилась контрреформами.Академия25 апреля 1882 года Дмитрий Андреевич Толстой был назначен президентом Императорской Академии наук. Граф, будучи министром народного просвещения, в ведении которого находилась Академия, прекрасно знал ее текущее положение и существующие проблемы, тем более, что с 1866 года он был ее почетным членом. Кроме того, он был широко известен в научных кругах своими работами, отмеченными высокими российскими и европейскими наградами. Одной из первых инициатив Толстого на новом месте стало предложение опубликовать архивные материалы по истории Академии наук. В 1885 году вышел первый том соответствующего издания, после которого последовало еще девять. Проект длился вплоть до 1900 года — даже некоторое время после смерти Дмитрия Андреевича в 1889 году.В том же 1882 году Толстой организовал ежегодную «Премию имени графа Дмитрия Андреевича Толстого», которая присуждалась российским ученым за выдающиеся работы в области естественных и гуманитарных наук. В последний раз ее вручали в 1918 году историку, филологу и археографу Григорию Андреевичу Ильинскому. Кроме того, Дмитрий Андреевич сделал многое для того, чтобы улучшить состояние библиотеки и типографии при Академии наук, добился финансирования на реконструкцию и оснащение Пулковской обсерватории. Во время его руководства российские ученые имели возможность ездить в командировки за рубеж. В этот период отечественная наука активно развивалась. Большое количество важных достижений было достигнуто практически во всех отраслях науки: астрономии, математике, физике, химии, биологии, геологии, истории, филологии и этнографии.При поддержке Академии регулярно выпускались периодические издания: «Записки Академии наук», «Сборники Отделения русского языка и словесности», «Метеорологический сборник», тома академических собраний сочинений Г. Р. Державина, А. С. Пушкина и другие серии, в том числе на французском языке.В последние годы своей жизни Толстой не прекращал вести самостоятельную научную деятельность. Он изучал историю Академии наук и образования в XVIII веке и результаты своего труда опубликовал в двух работах: «Академическая гимназия в XVIII столетии» (1885) и «Академический университет в XVIII столетии» (1885). Умер Дмитрий Андреевич 25 апреля 1889 года и похоронен в родовом имении — селе Маково Рязанской губернии.

Десять лет истории науки: президент, реформатор, историк, еретик
© InScience