Почему космические корабли Crew Dragon садятся на воду, а не на землю как "Союз"
По информации NASA, космический корабль Crew Dragon с космонавтом Роскосмоса Анной Кикиной на борту, должен отстыковаться от Международной космической станции 11 марта в 10:05 по московскому времени. Приводнение корабля у берегов Флориды - 12 марта в 05:19 мск. Вместе с Анной на Землю вернутся астронавты Николь Манн, Джош Кассада и Коити Ваката.
Возвращение экипажа Crew Dragon задержалось из-за непогоды на Земле: в районе приводнения спускаемой капсулы в Атлантическом океане сильный ветер. В отличие от российских "Союзов", которые именно приземляются, Crew Dragon садятся на воду в Атлантике. Без помощи двигателей, только на парашютах. И, как показывает практика, возвращение корабля едва ли не критически зависит от погоды. Так, в одной из первых же пилотируемых миссий SpaceX AX-1 из-за погоды на Земле экипаж Dragon 2 Endeavor был вынужден задержаться на МКС на 4 дня.
Как говорил астронавт Боб Бенкен, который вместе с Дагом Херли участвовал в первом испытательном полете к МКС в 2020 году, "мы станем первыми за долгое время людьми, которые будут совершать приводнение, и стараемся приготовиться к этому. Мы ждем, что это будет чуть мягче, чем приземление "Союза", но жестче, чем посадка Space Shuttle".
Надо сказать, что приводнение часто использовалось NASA, например, для всех спускаемых аппаратов программ "Меркурий", "Джемини" и "Аполлон" (включая Скайлэб). На этот вид посадки были теоретически рассчитаны американские шаттлы, но садились они все-таки на землю. Сейчас приводнение применяется для кораблей Dragon компании SpaceX.
Почему астронавты приводняются? Эксперты объясняют это тем, что регионы Северной и Южной Америки крайне населенные, что делает приземление опасным. А Тихий и Атлантический океан - идеальное место для "приема" космического аппарата.
У приводнения есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, специалисты отмечают, что оно гораздо комфортно для экипажа, чем приземление. Потому что вода срабатывает как амортизатор и гасит часть удара при посадке. С другой стороны, сама эвакуация спускаемой капсулы - операция довольно непростая и недешевая.
Возможность приводнения запланирована для многих будущих космических кораблей. Так, в декабре прошлого года американский корабль Orion приводнился после беспилотного полета на орбиту Луны.
Ранее сообщалось, что новый российский космический корабль "Орел" получит систему спасения экипажа от аварий на старте, которая позволит аппарату приводниться в океане и обеспечить космонавтам возможность ожидания прибытия спасательной группировки. Условия позволят ждать помощи в течение 48 часов.
Приводнение, по оценке экспертов, особенно актуально для аппаратов, запускаемых с прибрежных космодромов.
Справка РГ
Единственный в истории случай вынужденного приводнения отечественного корабля произошел с "Союзом-23" в октябре 1976 года. Командир экипажа - Вячеслав Зудов, бортинженер - Валерий Рождественский. Для обоих это был первый полет.
По расчетам, приземление должно было произойти недалеко от казахстанского города Аркалык. Но спускаемый аппарат перелетел расчетную точку на 120 километров и угодил в озеро Тенгиз в паре километров от берега. Была глубокая ночь. Температура - минус 20 градусов. Выходной люк оказался под водой вместе с отверстиями дыхательной вентиляции. Через пару часов начались проблемы с воздухом. Появились признаки кислородного голодания. Покинуть аппарат было невозможно, так как внутрь хлынула бы ледяная вода...
Космонавты находились в воде около 12 часов. Драматической оказалась и эвакуация экипажа. Доставить аппарат вместе с экипажем удалось лишь вертолетами.